Методы квалиметрии в управлении качеством

Управление качеством во многом — основывается на результатах оценки качества продукции, услуг и работ, что обусловливает необходимость использования широко известной квалиметрии. Активное развитие квалиметрия получила в середине 1960-х гг., когда при принятии решений, связанных с качеством, стали применяться количественные методы его оценки. Термин квалиметрия образован от латинского квали (— качество, или qualis — какой по качеству) и греческого — метрия ( измеряю). В настоящее время данный термин практически повсеместно распространен в теории и практике управления. Квалиметрия как наука объединяет количественные методы оценки качества, используемые при обосновании решений по управлению качеством и по смежным с ним вопросам управленческой деятельности. В связи с этим важнейшим вопросом квалиметрии является объективное установление уровня качества. Это очень важно, так как интенсивное развитие квалиметрии в последние годы связано с массовостью задач по оценке качества, постоянно возникающих в практике управления.

Задачи по оценке уровня качества:

- прогнозирование потребностей, технического уровня и качества;

- разработка методов определения численных значений показателей качества;

- разработка принципов и методов оценки качества;

- выбор оптимального варианта продукции для ее разработки и постановки на производство;

- определение оптимальных показателей качества, их нормирование, разработка ТУ и стандартов на новую продукцию;

- определение научно-технического уровня НТД;

- расчет и принятие конкурентоспособной цены продукции;

- установление рынков сбыта и целесообразности выхода на рынок;

- планирование разработки и освоения новых видов продукции;

- определение наиболее рациональных путей повышения и обеспечения качества;

- оценка качества труда исполнителей, подразделений и т.п.;

- определение коммерческой перспективности, обоснование модернизации и/или снятия с производства продукции;

- планирование повышения качества изготовления продукции;

- планирование технического уровня и качества;

- проведение контроля и испытаний;

- установление целесообразности капитального ремонта и определение качества его проведения;

- выбор моделей сертификации продукции и систем УК;

- проведение внешними организациями оценок систем УК смежников и поставщиков (сырья, материалов, комплектующих деталей и т.п.);

- проведение внутренних оценок своих систем УК и ее различных подсистем;

- сертификация систем УК;

- аттестация производства;

- выбор продукции при ее приобретении (например, при закупке оборудования, станков, приборов, материалов);

- определение и создание оптимальных условий хранения, транспортирования и восстановления продукции;

- изучение динамики качества и конкурентоспособности продукции;

- подведение итогов деятельности предприятия и его подразделений;

- выполнение отчетных и подготовка информационных материалов о качестве и конкурентоспособности продукции.

Для квалиметрических целей оценка может проводиться по продукции однородного вида (одного класса и назначения) и по разнородной. Для однородной продукции можно выделить задачи по оценке в одинаковых и в различных условиях использования. Применительно к разнородной продукции оценку качества проводят относительно бригады, участка, предприятия, объединения и территориальных структурных образований.

Для того чтобы объективно оценить уровень качества, необходимо использовать соответствующую номенклатуру показателей — комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных показателей и др. Ни один показатель, не связанный с другими, не может быть единственным для обоснования выводов по результатам оценки. Важно, чтобы каждый показатель удовлетворял следующим требованиям: конкретизации и видоизменения в зависимости от целей оценки; развития и совершенствования объекта оценки; обеспечения единства количественных и качественных характеристик; адресности; сопоставимости; взаимосвязанности; простоты; информационности; достоверности и объективности.

Первостепенное значение имеют требования достоверности и объективности определения показателей качества. Состав основных методов определения фактических показателей качества во многом зависит от используемых при этом способов и источников получения информации (рис. 129).

Общеизвестно, что любая продукция или услуга имеет множество различных свойств, среди которых можно выделить простые (масса, емкость, длина и т.п.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.п.). Количественные характеристики

Рис. 129. Классификация методов определения фактических численных значений показателей качества

одного или нескольких свойств, составляющие качество, называют соответственно единичными и комплексными показателями качества. Разновидностями комплексных показателей качества являются групповые, интегральные и определяющие (обобщенные) показатели. Групповые комплексные показатели качества характеризуют определенную группу свойств (например, показатели, относящиеся к надежности продукции). Определяющий показатель характеризует такую совокупность свойств оцениваемого объекта, на основе которой принято решение оценивать качество.

Все виды услуг можно классифицировать по ряду признаков (табл. 41).

Таблица 41. Классификация видов услуг

Классификационный признак

Вид услуг

Область распространения

Населению. Материальной сфере. Нематериальной сфере.

Обществу в целом: транспортные, информационные, телекоммуникационные, почтовые, здравоохранительные, эксплуатационно-обслуживающие, торговые, финансовые, банковские, профессиональные (инспектирование, инжиниринговые, управленческие, консультационные, аудиторские и т.п.). юридические, правоохранительные, образовательные, офисно-обслуживающие (делопроизводственные, по компьютеризации и т.п.), договорно-контрактные. по МТС и распределению, научно-исследовательские, фрахтовые, трастовые (доверение. передача собственности), рекламные, туристические, лицензионные, коммунальные, жилищные, и др.

Назначение

Материальные (ремонтно-обслуживающие и др.). Нематериальные — социально-культурные (образовательные, здравоохранительные и др.)

Условия предоставления

Платные.

Бесплатные.

Льготные

Характер потребления

Индивидуальный. Коллективный

В процессе проведения оценки качества (в том числе конкурентоспособности и систем УК) наиболее часто используются взаимосвязанные между собой единичные и комплексные, оцениваемые, базовые показатели и др. (рис. 130). Среди этих показателей заслуживает внимания интегральный показатель качества продукции (И) для потребителя, в упрощенном виде отражающий соотношение полезного эффекта от эксплуатации и затрат на приобретение и эксплуатацию продукции:

Рис. 130. Показатели, наиболее часто используемые при проведении оценки уровня качества

или (в зависимости от физической сущности суммарного эффекта)

где — эффект потребителя}-го вида 0* = 1> 2,..., э) от использования продукции за срок службы; 3- — затраты потребителя 1-го вида на приобретение и эксплуатацию продукции Ц = 1, 2,п).