Виды правовых институтов информационного права

Значение категории института в информационном праве весьма существенно. Это категория связи правопонимания в социальной среде и выявления наиболее типичных отношений в информационной сфере с уже сложившимися правовыми механизмами, а также формирования новых правоотношений, облекаемых в позитивную форму правового регулирования. Институт права, подобно мостику, соединяет практику и законодательство. С учетом этой его функции можно институт права назвать научно-практической категорией.

В информационном праве институты формируются постепенно на двух основах. Первая основа – это уже упомянутые общеправовые институты, заложенные в Конституции. Вторая – это практика, которая, не укладываясь в систему уже существующих институтов, может формировать новые области правового регулирования.

В начале формирования науки информационного права и создания первых учебников по этой дисциплине были выделены 10 практически значимых областей в информационной сфере, которые требовали правового внимания. Они включали: решение общих организационных проблем; информацию, информационные ресурсы; право на информацию; международный обмен информацией; информатизацию; СМИ, телерадиовещание; информационную безопасность; управление в области информации и информатизации; информационную деятельность, информационные отношения; ответственность за правонарушения в области информации и информатизации. Такая систематизация проблем была отражена в публикациях 1990-х гг. и в одном из первых учебников по информационному праву[1]. Нельзя сказать, что предложенная тогда систематизация проблем представляла собой перечень правовых институтов. Здесь явно просматривалось несовпадение. Да и сам перечень не покрывал всех практических проблем, которые бы "просились" или встраивались в институты информационного права. Уже тогда необходимо было выстроить перечень проблем, продиктованных жизнью, для их синхронизации с действующим законодательством в целях выявления групп правовых норм, направленных на регулирование соответствующих областей практики.

Попробуем сделать это сейчас, сопоставляя общие информационно-правовые институты конституционного уровня, институты, которые формируются на основе этих общих институтов в информационной отрасли с учетом развития практики информационной сферы. Получится такая шапка таблицы, которую не заполняем, так как она повторит уже сказанное (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Предпосылки формирования правовых институтов информационного права

Конституционно определенные нормы

Практические проблемы информационной сферы

Правовые институты отрасли информационного права

Из предыдущего перечня позиций, если их разместить по этим графам таблицы, видно, что они во многом сопоставимы, а часто и совпадают. Однако но содержанию они различаются существенно. Приведенная форма таблицы позволяет выделить 10 институтов, аккумулирующих нормативные правовые акты и нормы по основным направлениям правоотношений в информационной сфере.

Каждый из институтов имеет достаточно сложную внутреннюю структуру и содержит несколько подинститутов, связанных между собой, но различающихся по предмету и методам регулирования.

Например, институт правового режима отражает метод регулирования, но расслаивается на подинституты по признаку предметов регулирования:

а) информационных объектов и ресурсов;

б) информационных технологий;

в) информационно-коммуникативных технологий.

В свою очередь, правовой режим информационных ресурсов дробится на четыре обозначенные выше направления регулирования: документирование, определение права обладателя, установление категории по доступу и распространению, установление правил защиты этих ресурсов.

Институт права на информацию, который можно назвать "институтом свободы информации", также имеет несколько внутренних разделов, определяемых в соответствии с формулировкой ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Это рассмотрено в соответствующей главе учебника. Здесь же важно подчеркнуть, что, аккумулируя правовые акты и отдельные правовые нормы по предметному признаку или цели регулирования, институт в информационном праве как бы создает контур классификатора предметов и форм правового регулирования социальных отношений. Такой классификатор пока не создан. Известно, что проблема систематизации в нраве не является легкой.

В настоящем учебнике рассматриваются такие институты, как: право на информацию, правовой режим информационных ресурсов, юридическое значение документа, документооборота в условиях информатизации, право собственности и исключительные права субъектов в информационной сфере, правовой режим ограничения свободного доступа к информационным ресурсам, режимы информационных и коммуникационных технологий и их систем.

Применительно к информационному праву важно определить основные институты и одновременно найти пути наиболее эффективного применения других инструментов права, позволяющих выразить суть правового регулирования в сфере практической информатики. Второй раздел учебника посвящен рассмотрению уже определившихся институтов этой отрасли права.

В связи с разработкой концепции Информационного кодекса РФ в дискуссионном плане поставлен вопрос об архитектуре институтов в информационном праве. Структура норм правового регулирования может быть представлена в составе: суперинститутов, институтов, субинститутов[2].

Раздел II учебника посвящен рассмотрению уже определившихся институтов этой отрасли права.