Кто же управляет крупной фирмой?

Кто же управляет крупной фирмой? Ответ: холдинг-компании. Они осуществляют контроль над другими фирмами в результате владения достаточной частью их обыкновенных акций. Вообще говоря, холдинг-компания должна обладать контрольным пакетом акций (51 % и более), но в связи с тем, что акции распылены и имеется значительное число инертных акционеров, контроль возможен и при меньшем количестве акций. Это позволяет холдинг-компании владеть другими фирмами (их называют дочерними и внучатыми), затратив меньше средств, чем на покупку физических активов. Такая своего рода финансовая пирамида дает возможность холдинг-компании контролировать управленческую и маркетинговую деятельность зависимых от нее фирм.

Первые холдинги возникли в США в конце XIX в. Холдинг-компании конца XIX - начала XX в. заметно отличались от современных. Ускорение процессов концентрации и централизации производства и капитала, интернационализация капитала и диверсификация производства, создание замкнутых экономических группировок, усиление вывоза капитала - все это привело к широкому распространению холдингов как эффективных средств контроля финансовых и промышленных центров за деятельностью своих филиалов и дочерних фирм.

Глобальная тенденция распространения холдинговых компаний - непосредственное следствие развития крупного бизнеса. Он является основой соединения (сращивания) власти крупных фирм с государственными структурами. Подобный союз носит название олигархия. Таким образом, олигархи - это собственники крупных фирм, которые имеют поддержку в государственных структурах и непосредственно могут влиять на принятие государственных решений. В таком случае управление экономикой происходит не в интересах общества, а в интересах олигархических групп. Это типичная форма управления во всех развитых странах. Но наиболее выраженный характер она получила в современном российском экономическом развитии.

Мелкие фирмы

В рыночной экономике наряду с крупными компаниями ежегодно появляются сотни тысяч мелких фирм (хотя тенденция к их укрупнению является достаточно долгосрочной). В развитых странах есть немало успешно работающих мелких компаний, среди которых как производственные фирмы, так и предприятия розничной торговли. Многие из этих фирм прогорают, но общее их количество постоянно растет.

Следует учесть, что в экономике нередко складываются ситуации, когда небольшая фирма имеет явные преимущества перед крупной. Выделим следующие преимущества малого бизнеса:

o производство нестандартных товаров - некоторые люди хотят приобретать индивидуальные одежду, обувь, драгоценности. Рынок таких товаров всегда ограничен, поэтому производители не могут использовать методы массового производства;

o нестандартные ремонтные работы (домов, автомобилей, обуви, часов), поэтому существует много мелких фирм, специализирующихся на оказании подобных услуг;

o личные услуги - люди предпочитают иметь дело с одним человеком. Семейный доктор или адвокат, местный парикмахер и специализированные розничные магазины оказывают услуги с индивидуальным подходом к каждому клиенту;

o в небольших поселениях не нужны супермаркеты, там требуются торговые предприятия малого бизнеса;

o производство таких товаров, как роскошные яхты, дорогие лимузины, высококачественные спортивные автомобили.

Гибкость - это самое большое преимущество малой фирмы перед крупной, поскольку малая фирма может гораздо быстрее приспособиться к изменениям запросов потребителей.

Как правило, государство принимает ряд программ, направленных на оказание помощи малому бизнесу. Им предлагаются административная поддержка и консультации. Кроме того, тем, кто уже имеет или собирается открыть малое предприятие, оказывается финансовая помощь.

Нельзя думать, что малый бизнес - это бизнес каменного века: молоток и ткацкий станок. Нет. Он должен быть на уровне крупного бизнеса и по материальному, и по профессиональному обеспечению. Он мелок только по одному признаку: по величине авансированного капитала.

Социальная ответственность и этика в бизнесе

Крупный бизнес получает большие доходы. Но эти доходы должны идти не только на личное обогащение бизнесменов и расширение производства, но и на удовлетворение социальных потребностей. Это и называется социальной ответственностью и этикой в бизнесе, которые могут проявляться в виде благотворительной деятельности, участия в разработке и осуществлении социальных программ совместно с государством или другими фирмами, усиления ответственности перед обществом за состояние экологии, здоровья не только своих работников, но и населения в целом, улучшения безопасности производства и потребления (эксплуатации) товаров, соблюдения гражданских прав, заботы об интересах потребителя.

Выгодны ли такие социальные расходы для фирм? И да, и нет. Нет - в том случае, когда эти они могут повысить издержки и снизить прибыль в краткосрочном периоде, да - когда эти меры повышают престиж фирмы, ее популярность, выводят компанию на решение широкого круга долгосрочных проблем и на рынке, и в производстве, усиливают моральную ответственность коллектива, служат дополнительным стимулом к труду.

Социальная ответственность в бизнесе может быть только добровольной. Ее корни лежат в общечеловеческих ценностях. Этика предпринимателей - это моральная категория, занимающая все более важное место в экономической деятельности субъекта.