Краткий словарь терминов и понятий

Авторитетность – способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом.

Атрибуция – приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Аттракция – процесс взаимного тяготения людей друг к другу, формирование привлекательности одного человека для других, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий и любви.

Вербальный (словесный) – термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процесса оперирования с этим материалом.

Взаимоотношения межличностные – субъективные связи и отношения, существующие между людьми в обществе.

Воздействие педагогическое – влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.

Групповая динамика – область социально-психологических исследований, изучающая закономерности поведения, общения и взаимовлияния людей друг на друга в малых группах.

Групповая оценка личности – социально-психологический метод, основанный на оценках разнообразных качеств и поведения конкретных людей, даваемых лицами, достаточно близко с ними знакомыми.

Демократизация образования – один из основных принципов государственной политики в области образования, пронизывающий все стороны школьной жизни, пред

полагающий ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе, в которой личность, общество и государство являются полноправными партнерами; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления, с максимальной передачей на места управленческих функций; муниципализация образования, т.е. участие местной власти и местной общественности как в управлении образованием через соответствующие муниципальные органы, так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений.

Депрессия – состояние душевного расстройства подавленности, характеризующееся упадком сил и снижением активности.

Импульсивность – особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Индивидуальный стиль деятельности – устойчивое сочетание особенностей выполнения разных видов деятельности одним и тем же человеком.

Инстинкт – врожденная малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни.

Интеграция групповая – согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Интенция – способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

Интерес – избирательное, эмоционально окрашенное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности.

Интерференция – нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.

Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Климат социально-психологический – психологический настрой в группе или коллективе.

Коммуникация – в социальной психологии передача информации, сообщений, сведений между людьми; может иметь как двусторонний, так и односторонний характер.

Компенсация – способность человека избавляться от переживаний по поводу собственных недостатков за счет усиленной работы над собой и развития других позитивных качеств.

Комплекс неполноценности – сложное состояние человека, связанное с недостатком каких-либо качеств (способностей, знаний, умений и навыков) и сопровождаемое глубокими негативными эмоциональными переживаниями.

Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

Кризис – состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.

Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на принципах нравственности, эстетического вкуса и соблюдении норм и правил человеческого общежития.

Межгрупповые отношения – субъективное отношение многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Межличностные отношения – субъективно переживаемая связь между людьми.

Межнациональное общение (на межличностном уровне) – интерсубъектное взаимодействие, в котором отдельные личности выступают как представители больших социальных групп – этнических общностей.

Мимика – совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т.п.).

Мировоззрение личности – система взглядов на природу, общество, других людей и самого себя, которая сложилась у человека и определяет его линию поведения, жизнедеятельность.

Образовательный ценз – определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом.

Общественная психология – совокупность групповых, коллективных, массовидных психических явлений, состояний и процессов, происходящих в обществе, образующих сложное единство и находящих свое выражение в целостном представлении об определенной взаимосвязи социально-психологических феноменов.

Основные стороны культуры личности – совокупность компонентов познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой и физической культуры личности, на которую ориентировано ОГЛАВЛЕНИЕ образования.

Педагогический диагноз – определение характера и объема трудностей в учебе, а также способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ.

Переживание – ощущение, сопровождаемое эмоциями.

Понимание – психологическое состояние, выражающее правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта.

Поступок – сознательно совершенное человеком управляемое волей действие, исходящее из определенных убеждений.

Профессиональная культура – высокий уровень знаний, умений и навыков в определенной области трудовой деятельности.

Психологическая совместимость людей – способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Релаксация – расслабление.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Решительность – готовность перейти к практическим действиям, сформировавшееся намерение совершить определенный поступок.

Самоопределение личности – осознание человеком своего места в жизни, обществе.

Самоопределение личности – самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни.

Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Самореализация личности – наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Симпатия – чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему.

Совместимость – способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Совместимость групповая – один из компонентов групповой сплоченности.

Согласие групповое – общность картины мира у людей, объединенных в социальную группу.

Сопереживание – испытание человеком тех же самых чувств и эмоций, которые характерны для находящихся рядом с ним людей.

Соперничество – стремление человека к соревнованию с другими людьми, желание одержать верх над ними, победить, превзойти.

Социальное окружение – макро- и микросреда, с которой прямо или опосредованно взаимодействует индивид.

Социальный стереотип – упрощенное, схематизированное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте.

Социограмма – специальный график, рисунок, диаграмма, изображающие целостную картину взаимоотношений, взаимных и односторонних, а также ожидаемых выборов и отклонений, сделанных в ходе исследования, проведенного при помощи социометрической методики.

Социометрическая методика – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.

Статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Стиль общения – индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия: в деловых и личных отношениях, в стиле руководства и т.д.

Суггестия – внушение.

Тревожность – свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Трудности общения – коммуникативные и психологические барьеры, возникающие в процессе различных видов общения.

Убежденность – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.

Уровень притязаний личности – стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным.

Фрустрация – тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Ценности социальные – общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека, коллектива, социальной группы, общества в целом.

Ценностные ориентации – субъективное, индивидуальное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе.

Эгоцентризм – сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Эйфория – состояние чрезмерной веселости, обычно не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами.

Экстраверсия – обращенность сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него (противоположна интроверсии).

Язык (языки) обучения и воспитания – родной язык обучающихся (воспитанников).