Концепция жизненного цикла продукции

Все виды продукции, технологии и услуги имеют определенный жизненный цикл. Различают жизненный цикл отдельной компании, целой отрасли, который является суммарной величиной жизненных циклов соответствующей группы товаров-аналогов по физическим характеристикам или потребительскому назначению.

Успех логистической деятельности зависит от индивидуального жизненного цикла изделий (услуги) и общего (отраслевого) жизненного цикла данного вида продукции.

Гипотетический жизненный цикл, соответствующий некоторой марке товара или целой группе товаров, показан на рис. 3.17. Характеристика каждой стадии и соответствующие действия логистической компании приведены под каждой из стадий.

Рис. 3.17. Модель жизненного цикла с характеристикой отдельных стадий и соответствующих действий

Подобно тому, как стратегия и тактика логистики п функциональном цикле должны изменяться при вступлении в каждую новую стадию жизненного цикла, должна менять стратегию и тактику и логистическая служба, с тем, чтобы лучше и полнее приспосабливать свою деятельность к изменениям рыночной ситуации. Необходимо также учитывать, что по мере развития жизненного цикла меняется и характер поведения клиентов, что в свою очередь требует соответствующей модификации в распределительном цикле с учетом особенностей покупательного повеления, которые зависят от типа клиентов.

Рассмотренное выше влияние жизненного цикла на организацию распределения продукции должно быть хорошо усвоено логистами-менеджерами, и они должны научиться приспосабливать стратегию и тактику своих действий к конкретным видам товаров и услуг, особенно в компаниях, реализующих различные товары, каждый из которых находится на определенной стадии жизненного цикла.

Например, необходимо сопоставлять кривую жизненного цикла конкретного товара и график изменения уровня запасов в распределительной сети (рис. 3.18). Из рисунка очевидно, что если управление запасами не скоординировано с жизненным циклом товара, то на этапе упадка может сложиться ситуация, когда денежные средства в запасах товара могут быть потеряны.

Для эффективного функционирования распределительной системы может быть использован метод АВС. Суть его состоит в том, что большая часть объемов продаж обеспечивается весьма ограниченным кругом товаров. Такой вывод сделал в 1897 г. известный итальянский экономист и социолог В. Парето. Исследуя распределение доходов в различных регионах Италии, он пришел к выводу, что значительная часть доходов сосредоточена в руках небольшой части населения приблизительно в соотношении 80 : 20. Эту закономерность можно применить для оценки влияния различных видов продукции на функциональный цикл. Аналитический график распределения доли продукции по объему продаж и доли видов товаров в номенклатуре продукции приведен на рис. 3.19.

В группу А входит небольшая доля видов товаров в номенклатуре продукции – 20%, но по стоимости она составляет 80%, в группу В – 30 и 10% соответственно, а в С – 50 и 10% соответственно. Следует отметить, что хотя эта зависимость

Рис. 3.18. Влияние жизненного цикла товара на логический цикл (функциональный цикл):

– сокращение времени для получения прибыли;

– высокий риск устаревания товара в запасах

Рис. 3.19. Аналитический график распределения продукции по доли объема продаж и доли видов товаров в номенклатуре продукции

не является для всех компаний обязательной, она нашла применение в логистической деятельности многих фирм. Это связано с тем, что распределение товаров по группам А, В, С позволяет определить для каждой из них наиболее действенную стратегию логистики в функциональном цикле (рис. 3.20).

Рис. 3.20. Стратегия в области сбыта товаров