Контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства о рекламе

Контроль за соблюдением кредитными организациями законодательства о рекламе основывается на ст. 28 Закона о рекламе. Указанная статья определяет требования к оказанию финансовых, в том числе – банковских услуг.

Реклама банковских и иных финансовых услуг должна содержать наименование лица, оказывающего эти услуги. В соответствии со ст. 13 указанного Закона кредитная организация, рекламирующая свои услуги, обязана предоставлять сведения о наличии у нее лицензии, о своей государственной регистрации.

Согласно ст. 28 этого же Закона реклама банковских и иных финансовых услуг не должна:

1) содержать гарантии или обещания доходности вложений, если такая доходность не может быть определена на момент заключения соответствующего договора. Под это условие не подпадает распространение информация о процентных ставках, выплачиваемых по вкладам, поскольку такой вид доходности может быть определен заранее;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий. Таким образом, в тех случаях, когда оказание услуг кредитными организациями связано с оказанием клиентам иных сопутствующих услуг (например, страхование или оценка заложенного имущества), кредитные организации обязаны сообщать о необходимости соблюдения клиентами указанных условий, как влияющих на расходы, которые понесут заемщики, если воспользуются услугами кредитной организации.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее. Из этой нормы следует, что если кредитная организация в рекламе указывает, например, процентную ставку по кредиту, то обязана сообщить и иные расходы, которые должен понести заемщик в связи с получением кредита, например, уплата кредитной организации единовременной комиссии за выдачу кредита и т.д., расходы на нотариальное оформление сделки и т.п.

Согласно ст. 33 Закона о рекламе государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе в пределах своих полномочий осуществляет ФАС России как антимонопольный орган, который в том числе вправе:

– выдавать обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе;

– предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства РФ о рекламе;

– применять меры ответственности в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях и т.д.

В соответствии со ст. 34 Закона о рекламе кредитные организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе в соответствии со ст. 36 Закона о рекламе выдается ФАС России на основании решения о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Предписание подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания. Неисполнение предписаний влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе предусмотрена ст. 14.3 и 19.5 КоАП РФ.