Консульские учреждения Российской Федерации

Основы их организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330 [256]. Широкий круг важных вопросов организации и деятельности консульских учреждений регулирует Венская конвенция о консульских сношениях (1963 г.) [2].

Консульское учреждение Российской Федерации (далее - консульское учреждение) является государственным органом внешних сношений РФ. В зависимости от класса консульские учреждения подразделяются на: а) генеральные консульства; б) консульства; в) вице-консульства; г) консульские агентства.

Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются Правительством РФ по согласованию с государством пребывания. Открытие отделения консульского учреждения в пределах консульского округа осуществляется по решению Правительства РФ с согласия государства пребывания.

Консульское учреждение в зависимости от класса возглавляет соответственно генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент. Главу консульского учреждения назначает на должность в установленном порядке МИД России. Его допускает к исполнению своих обязанностей уполномоченный орган государства пребывания. Глава консульского учреждения непосредственно руководит работой консульского учреждения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИД России структуру консульского учреждения, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.

Права и обязанности сотрудников консульского учреждения определяются федеральным законодательством, нормативными актами МИД России, должностными инструкциями. Сотрудники консульского учреждения обязаны выполнять приказы и указания его главы, а в отсутствие главы - исполняющего его обязанности.

Режим работы консульского учреждения устанавливается с учетом местных условий по согласованию с главой дипломатического представительства РФ в государстве пребывания. В соответствии с федеральным законодательством в консульском учреждении не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Сфера деятельности консульского учреждения - осуществление в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульских функций от имени Российской Федерации. Консульское учреждение открывается по решению Правительства РФ на основании международного договора РФ с соответствующим иностранным государством. Оно входит в систему МИД России. В государстве пребывания консульское учреждение подчинено главе дипломатического представительства РФ.

Консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами РФ, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы. На здании консульского учреждения или его территории поднимается Государственный флаг РФ, устанавливается шит с изображением Государственного герба РФ и наименованием консульского учреждения на русском языке и государственном языке (государственных языках) государства пребывания. Государственная символика РФ используется с учетом протокольной практики государства пребывания.

Консульское учреждение, его сотрудники и члены их семей пользуются в государстве пребывания привилегиями и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания. Сотрудники консульского учреждения и члены их семей обязаны уважать законы и правила, а также традиции и обычаи государства пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истолкованы как вмешательство во внутренние дела государства пребывания.

Основные задачи и функции консульского учреждения:

1) защита в государстве пребывания прав и интересов России, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними; 3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, информирование о них МИД России, дипломатического представительства РФ в государстве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений России с государством пребывания; 3) распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутренней политике России, ее социально-экономической, культурной и духовной жизни; 4) поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации; 5) оказание помощи и содействия гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам; 6) выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из России и въезд в Россию, временного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации и дающего ему право на въезд (возвращение) в Россию, а также принятие решений о выдаче и выдача виз иностранным гражданам и лицам без гражданства; 7) осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с федеральным законодательством; 8) осуществление нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации и истребования документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания; 9) представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан Российской Федерации в судебных и иных учреждениях государства пребывания с соблюдением законодательства государства пребывания, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов; 10) осуществление функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства государства пребывания; 11) принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан Российской Федерации; 12) формирование банков данных по законодательству государства пребывания и фирмам государства пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнерами, оказание на платной основе информационно-консультационных услуг, не запрещенных законодательством государства пребывания.