Конституционно-правовые нормы и институты

Нормы конституционного права являются исходными для других отраслей права, представляя собой основу для их развития и конкретизации.

Конституционно-правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что этим предписаниям присущи общие признаки правовых норм, они обладают своей спецификой.

Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государственности. Важнейшее место среди них занимают нормы-принципы, реализация которых имеет опосредованный характер. Нормы-принципы установлены в положениях Конституции РФ (гл. 1), конкретизированы в законах и подзаконных актах (например, базовый принцип разделения властей). Особенностью конституционного права является то, что нс все его предписания способны порождать соответствующие отношения в силу наличия большого количества декларативных норм, которые реализуются не через конкретные правоотношения, как это обычно бывает, а путем их провозглашения (декларирования).

Нормы конституционного права классифицируют по различным основаниям.

В зависимости от функциональной роли они подразделяются на регулятивные и охранительные, от способа воздействия на субъекты права – па управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Возможна их дифференциация по характеру регулируемых общественных отношений, месту в механизме правового регулирования – на материальные и процессуальные. По методу правового регулирования нормы подразделяют на императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные. В зависимости от времени действия данные предписания бывают постоянными и временными. По сфере (территории) применения конституционно-правовые нормы могут быть выделены, как действующие в границах всей Российской Федерации, ее субъектов и в пределах конкретного муниципального образования. Взяв за основу юридическую силу, эти общеобязательные предписания дифференцируют на нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и др.

Нормы конституционного права объединяются в отраслевые институты.

Институт конституционного права – это совокупность взаимосвязанных правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений в пределах ведущей отрасли права. Он объединяет в себе нормы, различные по юридической силе, территории действия и другим признакам. Эти нормы могут содержаться в законах, подзаконных актах, договорах (в некоторых случаях даже международных).

Исходя из непосредственного предмета (объекта) регулирования, количества норм, их юридической силы и назначения выделяют различные институты. Самое общее деление норм конституционного права на институты устанавливает Конституция РФ. Ее главы – это основа для подразделения фундаментальных норм на самостоятельные институты и тем самым важнейшая предпосылка и условие существования системы российского конституционного права, которая включает следующие основные институты:

– основы конституционного строя;

– гражданство;

– основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– федеративное устройство;

– избирательное право и избирательная система;

– Президент РФ;

– законодательная (представительная) власть;

– исполнительная власть;

– государственная власть субъектов РФ;

– судебная власть и прокуратура;

– местное самоуправление;

– порядок внесения поправок и пересмотра конституционных норм.

Комплексные институты включают в себя подинституты. Например, такой комплексный институт, как основы правового статуса человека и гражданина, объединяет подинституты гражданства, личных, политических, социально- экономических прав, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в ее субъектах. Другим важнейшим институтом является народовластие, в который входят такие подинституты, как референдум, избирательное право, система народного представительства и др. Простые институты не включают в себя нормы смежных институтов конституционного права, подинститутов (например, институт главы государства, правительства и т.д.).

По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт (а некоторые даже считают его подотраслью конституционного права), но не образуют в настоящее время обособленной отрасли муниципального права.

Следует различать систему отрасли конституционного права, охватывающую всю совокупность определенных правовых норм и принципов, и систему Конституции РФ. Они приближены друг к другу, но не совпадают.

Нормы и институты ведущей отрасли права динамично развиваются. Однако само конституционное право, представляя целостную систему, не лишено некоторых внутренних противоречий и пробелов. В значительной мере это связано с трудностями и коллизиями современного переходного периода.