Конфиденциальность информации, относящейся к процедуре медиации

Особого внимания заслуживает вопрос о конфиденциальности информации, относящейся к процедуре медиации. При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации. Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон. Согласно Федеральному закону о медиации, стороны, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, медиатор, а также другие лица, присутствовавшие при проведении процедуры медиации, не вправе ссылаться на информацию:

1) о предложении одной из сторон о применении процедуры медиации, равно как и готовности одной из сторон к участию в проведении данной процедуры;

2) о мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора;

3) о признаниях, сделанных одной из сторон в ходе проведения процедуры медиации;

4) о готовности одной из сторон принять предложение медиатора или другой стороны об урегулировании спора.

Существуют особые условия раскрытия медиатором информации, относящейся к процедуре медиации. В случае, если медиатор получил от одной из сторон информацию, относящуюся к процедуре медиации, он может раскрыть такую информацию другой стороне только с согласия стороны, предоставившей информацию.

Медиатор: основные функции, права и обязанности

Согласно Федеральному закону о медиации, медиатором считается независимое физическое лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. Деятельность медиатора может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Осуществлять деятельность медиатора:

o на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста 18 лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости;

o на профессиональной основе - лица, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов.

Деятельность медиатора не является предпринимательской, в силу этого лица, осуществляющие деятельность медиаторов, вправе осуществлять также любую иную не запрещенную законом деятельность. В России согласно законодательству медиаторами не могут быть лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы, муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно Федеральному закону о медиации медиатор не вправе:

1) быть представителем какой-либо стороны;

2) оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь;

3) осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях;

4) делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора.

Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Выделяют следующие основные функции медиатора:

а) регулятивно-коммуникативную. Медиатор организует, регулирует и направляет процесс переговоров, следит за регламентом, объявляет перерывы в работе и проводит конфиденциальные беседы с каждой из сторон по очереди (кокусы). При этом он активно слушает и рационально интерпретирует позицию каждой из сторон, стараясь освободить факты от эмоциональной окраски;

б) информационно-аналитическую. Медиатор стремится максимально полно собрать и раскрыть информацию по возникшей проблеме и побудить стороны к обсуждению всех точек зрения и возможных вариантов решения, стараясь стимулировать переговорщиков тщательно анализировать информацию;

в) креативно-созидательную. Медиатор выступает генератором новых подходов и идей, стимулирует стороны к поиску новых вариантов решения проблем с помощью профессионально поставленных вопросов;

г) эмоционально-психологическую. Медиатор следит за эмоциональным фоном переговоров, старается не допускать некорректных высказываний переговорщиков в адрес друг друга, пытается сгладить конфликтную ситуацию посредством оказания профессиональной психологической помощи каждой из сторон, направленной на преодоление недоверия и охлаждение эмоций;

д) контрольно-оценивающую. Медиатор добивается максимальной реалистичности принятых сторонами решений и стремится побудить переговорщиков обеспечить выполнение принимаемых соглашений.

Важно соблюдать принцип добровольности вступления обеих сторон в процесс медиации, при этом обоюдное согласие сторон должно быть достигнуто по всем принимаемым с участием посредника решениям. В задачу посредника входит только поиск согласия между сторонами; сам посредник не принимает никаких решений. Его деятельность направлена на то, чтобы добиться конструктивной атмосферы на переговорах и способствовать продуктивности процесса коммуникации между партнерами. Главная цель посредника - подвести партнеров к заключению мирового соглашения. В процессе медиации решение должно быть принято договаривающимися сторонами, которые сами добровольно берут на себя обязанность его выполнять. Посредник при этом не имеет никакой административной власти, у него нет никаких других ресурсов, кроме его собственного профессионального опыта переговорщика.