Классификация продуктов личного страхования

Кроме классификации видов личного страхования по типу риска (смертность, заболеваемость, продолжительность лечения или нетрудоспособности), рассмотренной в предыдущем параграфе, имеется еще ряд важных группировок соответствующих продуктов по иным критериям.

Двухфакторная классификация продуктов личного страхования

Одной из существенных особенностей личного страхования является то, что предоставление страховой услуги подвержено влиянию специфических рисков ведения страхового бизнеса – инвестиционного риска, риска неправильности оценки премий и резервов, риска перерасхода средств на ведение дела. Особенно сильно эти риски влияют на долгосрочные страховые продукты, так как у страховой компании, как правило, нет возможности изменять премии по уже действующим договорам.

Для борьбы с такими рисками, особенно с инвестиционным, используют страховые продукты со специальным дизайном – с участием страхователя в прибыли страховщика и паевые продукты. Их классификация приведена в табл. 16.1.

Таблица 16.1

Двухфакторная классификация продуктов личного страхования

Критерии классификации

Участие страхователя в прибыли

Не допускается

Допускается

Перенос на страхователя инвестиционных рисков

Не допускается

Классические

С участием в прибыли

Допускается

Паевые без участия в прибыли

Паевые с участием в прибыли

Классические страховые продукты называются так потому, что они основываются на классической схеме: обмен премии фиксированного размера на адекватные (с точки зрения актуарного анализа) обязательства по предоставлению страховой защиты. Уплачиваемая премия и величина страховых выплат четко закрепляются в договоре страхования. Это предполагает установление неявных гарантий страхователю в отношении инвестиционного дохода, на основе которого устанавливается актуарная эквивалентность между премиями и обязательствами.

Страхователю на заметку!

Все риски отклонений фактических результатов от ожидаемых (заложенных в договор) лежат на страховщике. Альтернативные типы страховых продуктов перекладывают часть этого риска на страхователей. Тем не менее классические страховые продукты часто невыгодны лицам с пониженным риском наступления страховых случаев, так как премия по таким продуктам устанавливается на основе среднего риска.

Классические продукты подвержены дополнительному риску неблагоприятного отбора, так как они будут стимулировать заключение договоров лицами с повышенным риском возникновения страхового события и возводить дополнительные финансовые барьеры для лиц с пониженным риском. Тем не менее преимуществом такого типа страховых продуктов является его простота.

Продукты с участием в прибыли предполагают более консервативные требования к размеру премий (т.е. с некоторым завышением), что компенсируется перераспределением в пользу клиентов части положительного финансового результата деятельности страховщиков, если таковой имеет место. Это перераспределение происходит в форме бонусов, т.е. специальных платежей, которые осуществляются в виде особых выплат в течение или в конце срока страхования, а также в виде уменьшения размера премии на следующий год и (или) увеличения страховой суммы.

Бонусы выплачиваются не только и не столько тем страхователям, в отношении которых произошли страховые события, а в первую очередь тем, у которых страховых случаев не было. Таким образом, в дополнение к фиксированным в договоре обязательствам страхователю могут предоставляться дополнительные выплаты – бонусы, зависящие от финансового результата, который в свою очередь определяется тем, каким образом реализовывались риски страхователей.

Данная схема позволяет избежать или, по крайней мере, резко снизить перекрестное субсидирование убытков по договорам с повышенными рисками наступления страхового случая доходами по договорам с пониженными рисками. Она также снижает эффект неблагоприятного отбора и оппортунистического поведения.

Страхователю на заметку!

Продукты личного страхования с участием в прибыли перекладывают часть технического риска страховщика на самих страхователей: при худшем исходе реализации этого риска страхователи получают только гарантированный минимум (установленные в договоре выплаты), при более благоприятном течении событий – бонусы. Поэтому такие продукты выгодны страхователям с пониженными рисками наступления страховых случаев.

Появление паевых продуктов первоначально было связано с тем, что личное страхование стало рассматриваться как инструмент накопления, т.е. как альтернатива иным финансовым операциям. Поскольку классические страховые продукты обеспечивают в среднем более низкую доходность, средства, которые могли бы быть потрачены на личное страхование, перетекали на другие финансовые рынки. Поэтому создание продуктов, в которых сочетаются возможности финансовых рынков с предоставлением страховых гарантий, были адекватной реакцией страховых компаний на такую ситуацию.

Идея паевых продуктов состоит в том, что часть премии (как правило, определенная доля ее накопительной компоненты, или накопительного взноса) зачисляется по выбору страхователя в один из паевых инвестиционных фондов, а размер страховых обязательств фиксируется не в денежной форме, а в терминах числа паев этого фонда.

Страхователю на заметку!

Паевые продукты перекладывают на страхователя инвестиционный риск, связанный с изменением стоимости паев. Тем не менее при сопоставимом размере премий, удачном вложении средств страховые выплаты могут быть в несколько раз больше страхового обеспечения по классическим продуктам.

Доходность инвестиций часто характеризуется высокой волатильностью (колеблемостью). Это приводит к двум важным особенностям паевых продуктов. Во-первых, краткосрочные вложения, как правило, неэффективны. Поэтому паевые продукты разрабатываются для долгосрочных видов страхования. Во-вторых, риск получения недостаточно высокой или даже отрицательной доходности весьма велик. Поэтому страховые компании часто передают страхователю не весь инвестиционный риск, а только его часть. Это осуществляется за счет сохранения минимальных гарантий доходности со стороны страховщика.

В зависимости от того, кто несет инвестиционный риск, паевые продукты делятся на паевые продукты с участием в прибыли и паевые продукты без участия в прибыли.

Паевой продукт с участием в прибыли предполагает, что страхователь одну часть страхового взноса, предназначенную для инвестиций, самостоятельно вкладывает в пай и поэтому за соответствующий инвестиционный риск он сам несет ответственность. Другую часть страхового взноса, предназначенную для инвестиций, размещает страховщик, и поэтому он является носителем соответствующего инвестиционного риска. Так как страховщик размещает часть средств, то он обещает страхователю часть своей полученной прибыли, и поэтому соответствующий паевой полис предполагает участие страхователя в получении прибыли.

Паевой продукт без участия в прибыли предполагает, что страхователь всю часть страхового взноса, предназначенную для инвестиций, самостоятельно вкладывает в пай, и поэтому за соответствующий инвестиционный риск он сам несет ответственность. Страховщик не отвечает перед страхователем за вложение средств, поэтому паевой полис без участия в прибыли не предполагает участие страхователя в получении прибыли страховщика.

Особенности паевых страховых продуктов настолько велики, что им часто противопоставляются классические продукты и (не паевые) продукты с участием в прибыли. В связи с этим последние иногда объединяют под названием традиционные страховые продукты.

Историческая справка

Альтернативный дизайн долгосрочных страховых продуктов первоначально появился в страховании жизни: продукты с участием в прибыли известны с середины XIX в., а паевые продукты – со второй половины XX в. Это связано с долгосрочным характером этого вида страхования, что позволяет проще анализировать влияние точности актуарного анализа на финансовый результат и выделять накопительный компонент в соответствующих договорах.

Указанные типы продуктов страхования здоровья появились на рынке относительно недавно. Сначала это было связано с распространением страхования здоровья в качестве дополнения к долгосрочным продуктам страхования жизни, которое могло быть с участием в прибыли и (или) паевым. В настоящее время продукты страхования здоровья с участием в прибыли и паевые продукты страхования здоровья распространяются также и в виде отдельных полисов.

Распространение полисов с участием в прибыли и особенно паевых продуктов было достаточно быстрым. Следует отметить, что в середине 1990-х гг. объемы рынков традиционных и паевых продуктов были сопоставимы. Однако в последние несколько лет в связи с чередой финансовых кризисов рынок паевых продуктов практически перестал существовать, а интерес к традиционным полисам опять возрастает.