Виды политических технологий

Чем сложнее и разнообразнее становились управленческие отношения в политике, тем больше появлялось вариантов решения управленческих задач, тем более дифференцированными становились используемые в конкретной политической практике приемы и способы организации управленческой деятельности. В настоящее время, используя определенные критерии сопоставления, можно выделять и сравнивать различные виды политических технологий. Так, в зависимости от типа политической кампании можно выделить следующие виды политических технологий:

• технологии формирования имиджа политического деятеля (технологии политического имиджмейкинга);

• электоральные технологии;

• технологии политических соглашений и союзов;

• технологии регулирования политических конфликтов;

• технологии партийного строительства;

• технологии лоббизма;

• технологии формирования узнаваемого позитивного образа политической организации;

• технологии обеспечения поддержки политическим решениям.

Каждый вид перечисленных политических технологий представляет собой самостоятельный алгоритм решения поставленной задачи. Так, электоральные технологии подчинены задаче, поставленной кандидатом на выборную государственную должность (победить на выборах, использовать выборы для дальнейшей раскрутки и т.д.), и включают в себя совокупность последовательно предпринимаемых субъектом управления шагов, обеспечивающих продвижение к намеченной цели. Технологии регулирования политического конфликта – это совокупность определенных приемов, использование которых должно обеспечивать такой выход из конфликтной ситуации, который устраивал бы сторону, предпринимающую усилия в данном направлении. Технологии лоббизма представляют собой взаимосвязанный комплекс способов воздействия на лиц, принимающих государственные решения.

Кроме технологий, позволяющих решать перечисленные выше и достаточно объемные по содержанию задачи, существуют технологии, ориентированные на "разруливание" текущих ситуаций, на поиск решения неожиданно возникающих проблем. Одним из видов таких технологий являются технологии нейтрализации негативной информации. Они используются в том случае, если неожиданно для политика или политической организации происходит выброс нежелательной компрометирующей информации, способной оказать серьезное влияние на отношение масс к этому политику или организации.

В современном обществе все виды управления в политике представляют собой сложные с технологической точки зрения процессы. Воздействие, например, на электоральные предпочтения граждан требует использования различных каналов трансляции информации, начиная от средств массовой информации и заканчивая рассылкой персональных обращений к избирателю. Политикам в ходе имиджевых кампаний требуется помощь специалистов в подготовке публичных выступлений, подборе одежды, психологической поддержке и т.д.

На протяжении всего двадцатого столетия шел активный процесс дифференциации политических технологий по профессиональному признаку. Например, появились специалисты в области медиапланирования, занимающиеся размещением информационных материалов в СМИ, специалисты по политической рекламе, организации массовых мероприятий и т.д.

Исходя из специфики задач, решаемых в ходе политических кампаний, можно выделить следующие политические технологии:

• информационно-аналитические, позволяющие собирать необходимую информацию об объекте политического воздействия, о действиях политических конкурентов, проводить мониторинг хода политической кампании;

• технологии политического проектирования, представляющие собой определенный алгоритм разработки стратегии и тактики управленческого процесса;

• технологии работы со средствами массовой информации, включающие все многообразие методов работы с журналистами;

• технологии политической рекламы, обеспечивающие создание информационных продуктов на различных рекламных носителях;

• технологии организации массовых мероприятий;

• технологии оказания психологической поддержки политикам в ходе имиджевых кампаний;

• технологии политического фандрайзинга, обеспечивающие сбор средств в фонд избирательной кампании;

• технологии работы с интернет-аудиториями.

Приведенный перечень технологий является неполным, так как в политической практике постоянно возникают новые виды деятельности, ориентированные на повышение эффективности политического влияния. Так, с развитием новых форм социальной активности сформировался спрос на специалистов в области краудсорсинга, чтобы использовать потенциал возникающих сетевых сообществ в интересах политических акторов. С развитием массовой коммуникации востребованными стали специалисты в области астротурфинга, технологии управления общественным мнением в Интернете.