Исполнение бюджета

Исполнение бюджета является значимой, трудоемкой, длительной и ответственной стадией бюджетного процесса. На этом этапе бюджет материализуется, денежные ресурсы окончательно доводятся до бюджетополучателей. Существует три системы кассового исполнения бюджета: казначейская (через специальный орган Министерства финансов), банковская и смешанная. В России с 1993 г. принята казначейская система исполнения бюджета. Она пришла на смену банковской, громоздкой, чересчур децентрализованной, затруднявшей государственный финансовой контроль и приводящей к нецелевому использованию средств.

Федеральное казначейство (Казначейство России) – федеральный орган исполнительной власти (федеральная служба), осуществляющий в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительный и текущий контроль ведения операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Органы Федерального казначейства, по сути, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

Федеральное казначейство представляет собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу. Структура территориальных органов казначейства включает три уровня.

I уровень – Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Оно осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций и управление движением средств на счетах казначейства; информирует высшие органы власти о результатах исполнения федерального бюджета; руководит работой нижестоящих органов казначейства.

II уровень –управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, Москве и Санкт-Петербургу обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

III уровень – отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения. Они осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.

Важным этапом в казначейском исполнении бюджета стал переход на единый казначейский счет (ЕКС). Так реализуется принцип единства кассы – концентрации на едином счете в казначействе денежных потоков по доходам и расходам бюджета. Единый казначейский счет – это качественно новая информационная технология исполнения федерального бюджета. Единый казначейский счет представляет собой счет Федерального казначейства Российской Федерации, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета. Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Переход на ЕКС оптимизирует управление средствами федерального бюджета, сокращает сроки их трансферта до получателей, обеспечивает сохранность, оперативный мониторинг хода исполнения федерального бюджета.

Исполнение бюджета основывается на сводной бюджетной росписи и кассовом плане. Сводная бюджетная роспись – это документ, составляемый финансовым органом в целях организации исполнения по расходам бюджета и источникам финансирования его дефицита. Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений и выплат в бюджет и из бюджета. Его также составляют финансовые органы.

В ходе бюджетного процесса постоянно осуществляется бюджетный контроль. Это установленная правовыми нормами система осуществляемых публичными органами контрольных мероприятий, проверка законности и целесообразности осуществляемой в РФ бюджетной деятельности. Субъектами бюджетного контроля являются Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Федеральная служба по бюджетному контролю РФ, главные распорядители и распорядители бюджетных средств, контрольноревизионные службы органов исполнительной власти, органы представительной (законодательной) власти субъектов РФ.

Контролирующие органы в бюджетном процессе выполняют следующие функции (табл. 4.18).

Таблица 4.18. Функции контролирующих органов

Контролирующий

орган

Функции

Федеральное

казначейство

Предварительный и текущий контроль ведения операций с бюджетными средствами.

Координация деятельности органов исполнительной власти в процессе осуществления контроля

Министерство финансов РФ

Внутренний контроль использования бюджетных средств.

Финансовый контроль исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц – получателей бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций

Распорядители бюджетных средств всех уровней

Финансовый контроль целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств.

Контроль представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

Проверка подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений

Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований

Финансовый контроль операций с бюджетными средствами распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса

Бюджетный контроль призван вскрывать нарушения бюджетного законодательства. Это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля исполнения бюджетов, влекущее применение мер принуждения. Нарушители бюджетного законодательства несут административную и уголовную ответственность. Уголовная ответственность предполагает, что ее субъектами могут являться только физические лица, а осуществляется она только в судебном порядке. Уголовная ответственность применяется за наиболее общественно опасные деяния – преступления и предусматривает самые строгие государственные принуждения.