Интервью

Интервью – это метод сбора социальной информации, основанный на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера с респондентом (респондентами) с целью получения данных, интересующих исследователя.

У интервью свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Их главное различие – форма контакта исследователя с опрашиваемым. При интервью контакт между ними осуществляет интервьюер (тот, кто непосредственно общается с респондентом, задает вопросы, организует и направляет беседу, фиксирует полученные ответы согласно инструкции). Однако для получения того же, что и в анкетировании, объема информации, социолог, пользуясь методом интервью, должен затратить больше времени и средств. Здесь дополнительных затрат требуют подбор и обучение интервьюеров, контроль качества их работы. Вместе с тем при интервьюировании расширяются возможности повышения надежности собираемых данных за счет уменьшения числа не ответивших и ошибок при заполнении вопросников. При этом часто возрастают содержательность и глубина собираемой информации, так как в случае непонимания респондентом смысла вопроса интервьюер может всегда прийти ему на помощь.

В социологии различают три вида интервью: формализованное (стандартизированное) с открытыми и закрытыми вопросами, фокусированное и свободное.

Формализованное интервью с закрытыми вопросами – самая распространенная разновидность. В нем общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией. В формализованном интервью влияние интервьюера на качество данных сведено к минимуму, а надежность получаемой информации доведена до высокого уровня.

Формализованное интервью с открытыми вопросами имеет меньшую степень стандартизации поведения респондента и интервьюера. Строго обязательными являются план интервью, последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме (варианты ответов не нормируются). Интервьюер воспроизводит вопросы без каких-либо отклонений от заданных исследователем формулировок, а респондент дает ответы в свободной форме. Способ фиксации ответов стандартен и предусмотрен инструкцией.

Фокусированное интервью требует меньшей стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого; его цель – извлечь информацию, узнать мнения, оценки о конкретной проблеме, явлении, событии.

Свободное интервью – это общение интервьюера и опрашиваемого без какой-либо строгой детализации вопросов. Оно характеризуется минимальной стандартизацией. Такие беседы уместно проводить на стадии разведки, уточнения проблемы исследования, когда определяется только тема беседы, а все остальное (направление интервью, его логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки) зависит от того, кто проводит опрос. Полученная информация не подвергается статистической обработке, она ценна своей уникальностью. Совокупность опрашиваемых невелика (редко превышает 10–20 человек). Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов.

Есть ситуации, где интервью не может быть заменено анкетированием. Это, в частности:

а) зондажные опросы экспертов на подготовительном этапе исследования, когда разрабатывается теоретическая модель предмета исследования и выдвигаются гипотезы;

б) пилотажное (пробное) исследование, в ходе которого проверяется качество методического инструментария.

В последнее время в нашей стране широкое распространение получило телефонное интервью. К его достоинствам следует отнести оперативность, низкие издержки на подготовку полевой документации (иногда просто не требуется ее размножение), уменьшение личностно-психологического влияния интервьюера на респондента в сравнении с традиционным интервью. Однако если опрос выходит за пределы одного населенного пункта, то резко возрастает стоимость его проведения. Ограничивает применение телефонного интервью и низкий уровень телефонизации, при котором невозможно обеспечить репрезентативность данных. Кроме того, оно кратковременно, поэтому круг вопросов, задаваемых респонденту, весьма ограничен.