Интернет-аудитория

Одним из основных и привлекающих наибольшее внимание является вопрос об общем числе пользователей Интернета, которое характеризует степень его влияния на общество. Внимание к этому вопросу обусловлено тем, что эффективность коммерческого использования Интернета, как и большинства традиционных средств массовой информации, в значительной степени определяется степенью его распространенности в среде, для которой он предназначен. Считается, что по достижении определенной критической величины (критической массы), в данном случае обычно за эту цифру принимается примерно 10-15%, применение средства становится адекватным затратам на его внедрение и эксплуатацию, и его распространение приобретает лавинообразный характер.

Проводимые исследования позволяют оценить приблизительное число пользователей и, тем самым, служат критерием роста и развития Интернета. Согласно исследованиям Nua Internet Surveys ( nua.ie/surveys/) в мае 2002 г. доступ в Интернет имели порядка 580 млн человек (это составляет менее 10% общего населения нашей планеты), к концу 2003 г. - более 600 млн, а в 2005 г. - более 800 млн человек. По прогнозам экспертов, интернет-аудитория России в ближайшие 5 лет будет неуклонно возрастать (рис. 10.2). К концу 2014 г. численность интернет-пользователей составит около 80 млн человек, или 71% населения страны старше 18 лет.

Рис. 10.2. Динамика роста числа пользователей Интернета в 2003-2008 гг.

Если построить график роста пользователей Интернета во времени, опираясь на кибернетический подход, то получится экспоненциальная зависимость, уходящая в бесконечность, которая может точно описывать процесс увеличения числа пользователей только на начальном этапе роста.

На смену кибернетическим представлениям об Интернете приходят синергетические законы. Необходимость такой смены хорошо иллюстрирует широкое применение принятого всеми допущения Л. Клейнрока о взаимной независимости информационных потоков в сетях. На этом предположении и пуассоновском распределении трафиков строились все расчеты сетей. Истинная природа потоков оказалась взаимозависимой и фрактальной. Опираясь на синергетический подход, можно построить логистическую кривую, описывающую рост числа хост-компьютеров (доменных имен), вид которой приведен на рис. 10.3. Из этой кривой видно, что рост числа хост-компьютеров стабилизировался к концу 2007 г. на отметке 350 млн.

Рис. 10.3. Рост числа доменов (хост-компыотеров) в Интернете

Наблюдаемая динамика роста числа пользователей колеблется в достаточно широких пределах. Максимальный рост этого показателя составляет порядка 100% в год. Однако для высокоразвитых стран, таких как США, Канада, где уже порядка 60% процентов населения имеет доступ в Интернет, этот показатель, естественно, значительно меньше и со временем продолжает уменьшаться. Ориентировочное распределение интернет-аудитории по регионам приведено на рис. 10.4. Наибольшее число пользователей Интернета находится в США и Канаде (45%), затем идут Европа (27%), Азия и Австралия (23%) и замыкают список Южная Америка (4%), Африка и Ближний Восток (1%).

Уровень развития Интернета в каждой стране тесно связан с общим уровнем развития инфраструктуры телекоммуникаций и компьютеризации в ней. Поэтому неудивительно, что наиболее развитой страной в этом смысле в настоящее время являются США. Более 60% американцев старше 12 лет имеют доступ в Интернет, а половина из них каждый день выходит в сеть и проводит в ней не менее 1 ч.

Рис. 10.4. Пользователи Интернета по регионам

В Европе наибольший вклад дают Германия и Великобритания. Россия пока отстает от этих стран. Согласно оценкам, распространенность Интернета в России составляет около 10% общего населения страны.

Активно развивается азиатский рынок Интернета: Японии, Китая, Индии. Темпы прироста числа пользователей в Китае и Индии составляют примерно 100% в год.

По среднему количеству времени, проводимому в Интернете, первое место занимают американцы (более 9 ч в месяц). В Европе лидером является Великобритания, где пользователи выходят в сеть 5,1 ч каждый месяц. За ней следуют Германия и Франция с показателем в 4,9 ч.

Порядка 2/3 пользователей Интернета сегодня представлено мужским полом и только соответственно 1/3 - женским. На начальном этапе развития Интернета разница была еще более существенной, и теперь из года в год происходит постоянный рост процента женского пола и постепенное приближение этого показателя к общемировой статистике распределения полов.

Средний возраст пользователей Интернета составляет чуть более 30 лет, и наблюдается его постепенный рост. Как показывают проведенные исследования, наибольшим опытом работы в Интернете обладают молодые люди в возрасте от 21 до 30 лет.

Годовой доход пользователей превышает средний, но с количественным ростом аудитории сети наблюдается его постепенное снижение.

Для сравнения приведем некоторые данные о пользователях Интернета в США: средний возраст 36 лет; как уже было отмечено, Интернет используют 79 млн американцев (30% населения страны); пользователи Интернета тратят в среднем 6,6 ч в неделю на работу в Сети, причем 2/3 из них пользуются ресурсами Всемирной паутины ежедневно - ранее это время использовалось в основном на просмотр телепередач; средний годовой доход пользователей Интернета - 62 000 долл.