Информационная сущность денег и механизм их эволюции

Проблема сущности и эволюции денег носит далеко не только теоретический характер. Накануне XXI в. как Россия, так и все человеческое сообщество стоят на пороге кардинальных изменений во всей жизнедеятельности людей, в том числе и в сфере экономики. Деньги органично, неисчислимым количеством нитей связаны со всеми сторонами человеческой жизни, пронизывают сверху донизу всю экономику. Соответственно кардинальные изменения в обществе в целом и экономике в частности, которые уже начались в наше время, неизбежно порождают фундаментальные подвижки в деньгах и денежном обращении. В качестве обратной связи - значительные изменения в природе и механизме денег обусловливают весьма важные изменения в экономике и во всем обществе в целом. Вероятные изменения в деньгах, обществе, экономике могут произойти только в рамках объективных возможностей в результате длительного развития. При этом данные возможности содержат в себе альтернативы. Люди, в зависимости от соотношения политических и экономических сил, могут выбрать одну из возможных альтернатив, а также реализовать в ее границах ту или иную сконструированную ими модель. Осмысление процесса эволюции позволяет очертить те реальные возможности, в которых осуществляется социально-экономическое конструирование. Соответственно понимание эволюции денег позволяет: а) выделить круг возможностей преобразования денежного обращения; б) сконструировать и попытаться осуществить наиболее приемлемую модель денег и денежного обращения; в) спрогнозировать ситуацию с деньгами и своевременно к ней приспособиться.

На протяжении всей истории человеческого общества деньги органически вырастали из процесса обмена, который, в свою очередь, предопределялся взаимодействием производства и потребления, но таким образом, что и сам обмен по принципу обратной связи активно влиял на развитие производства, потребления, их взаимодействия.

Первоначально деньги возникли в качестве такого результата стихийного процесса обмена, который позволил значительно рационализировать осуществление обменных операций. При этом в эволюции обмена выделяется несколько качественных стадий развития.

I стадия характеризуется случайными, совершенно неупорядоченными актами товарного обмена, например, овцы на топор, пуд соли на 10 аршин ткани и т.д.

II стадия выделяет из всей массы товаров отдельные, немногие товары, которые значительно чаще меняются на все прочие товары сами по себе в результате того, что они пользуются спросом у наибольшего числа участников обмена.

III стадия отличается тем, что участники бартерного обмена не меняют свои товары на нужные им товары непосредственно, а предварительно обменивают принадлежащий им товар на один из наиболее ходовых товаров, а уже затем меняют последний на нужный им товар. На этой стадии обмен осуществляется по формуле

где Тн - товар наличный, находящийся в распоряжении продавца, обычно производителя;

Тох - товар, особо ходовой в процессе рыночного обмена;

Тп - товар потребный участнику рынка, выступающему в качестве покупателя.

Заметим, что Тох является уже прообразом (зародышем) настоящих, полноценных денег.

IV стадия знаменуется возникновением денег, само существование которых начинается с момента устойчивого, массового слияния золота (а также и серебра) с Тох, причем таким образом, что все прочие товары, выполнявшие функцию Тох в

товарном обмене, становятся на порядок менее ходовыми товарами в сравнении с золотом (серебром), которое тем самым стало деньгами.

Выше изложен механизм возникновения денег. Сами деньги при этом проявили и оформили свою сущность, которая органически связана с процессами обмена.

По нашему мнению, сущность денег существует на двух уровнях.

Назовем первый уровень сущности денег общественно-вещественным. На этом уровне сущность денег проявляется в нижеследующем:

1) деньги органически срослись с их вещественным носителем - золотом или серебром;

2) вещество денег характеризуется высокой ценностью (стоимостью), сконцентрированной в малом объеме, легкой делимостью на части, неподверженностью порче и разрушению;

3) ценность (стоимость) товара (услуги) сопоставляется в процессе рыночного обмена с ценностью (стоимостью) денег, в результате чего определяется цена товара (услуги); при этом в основе цены товара (услуги) лежит примерное равенство ценности (стоимости), воплощенной в товар (услугу) и в определенное количество денег (золота как денежного товара).

Второй уровень сущности денег (более глубокий) - общественно-информационный. На этом уровне деньги выступают в качестве сгустков общественно признаваемой информации, причем обладающей самостоятельной ценностью. Информационная сущность денег проявляется в величине цен противостоящих им товаров и услуг, причем уровень цен является мерилом покупательной способности денег, в которой находит выражение их ценность.

На втором уровне сущность денег находит выражение в единстве и динамичном взаимодействии нижеследующих моментов :

1) общественное признание денег в качестве универсального единого мерила ценностей (стоимостей) всех товаров и услуг; при этом денежная единица (рубль, доллар, марка и т.д.) выполняет роль бита информации в денежном обращении, являющемся в известном смысле системой информационных потоков (в классической экономической теории данную роль денег называют функцией меры стоимости).

2) принятие обществом денег в качестве единого универсального покупательного и платежного средства (такая роль денег в экономической теории формулируется в виде их функции - средства обращения и средства платежа);

3) частное присвоение порций денег, являющихся в своей совокупности всеобщим общественным богатством, в связи с чем деньги в целом являются объектом общественной собственности (потому государство эмитирует деньги и осуществляет регулирование денежного обращения и контроль за ним), а в своих частях они являются объектом частной собственности (при развитии банковской системы и системы безналичных расчетов деньги, накапливаемые частными лицами на депозитах, одновременно участвуют во всеобщем денежном обращении, будучи тем самым одновременно и общественной собственностью; этот момент находит свое частичное выражение в функции накопления, формулируемой в экономической теории, но не целиком);

4) объективное ограничение совокупной денежной массы в качестве суммы битов информационно-денежных единиц массой противостоящих им товаров и услуг (при эмиссии денег сверх этого ограничения оно не снимается, но лишь происходит изменение масштаба цен, когда та же самая единица уже представляет собой дробную часть ее же в прошлом, что выражается в росте цен; исключением является лишь ситуация, когда вслед за эмиссией денег в той же или большей мере возрастает товарная масса или в той же степени замедляется скорость денежного обращения);

5) совокупная денежная масса, в своей объективной ограниченности представляющая собой информационный и энергетический потенциал денег, в то время как частно присвоенные деньги и цены на товары и услуги, выраженные в деньгах, представляют собой индивидуально конкретные биты информации, причем структурированные в иерархически организованные системы (таким образом, деньги в информационном аспекте выступают в качестве двуединства - энергии и конкретной структурированной информации, складывающейся из битов - денежных единиц, чему соответствует двойственная природа денег как института одновременно и общественного, и частного);

6) деньги в качестве информации используют различного рода носители, развивающиеся по мере эволюции денег [а) золото и серебро; б) бумажные деньги; в) электронные деньги];

7) различные способы гарантии общественного признания денег [а) ценность самих денег, выступающих в качестве золота или серебра; б) общественное доверие к эмитенту денег; в) уверенность общества в покупательной силе денег];

8) проявление денег на различных уровнях хозяйствования [а) комплекс предприятий и организаций, связанных между собой в единую систему, от группы взаимозачета долгов до крупной многоотраслевой корпорации, эмитирующей заменители денег для внутрикорпоративного обращения; б) государство; в) региональный блок государств (ЕЭС, страны АТР и т.п.); г) всемирное хозяйство в целом].

Раскрытые выше моменты, характеризующие информационную природу денег, являются одновременно видами и их функций, и их ролей. Эти функции и роли частично находят свое выражение в классических четырех функциях денег (мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа) и мировой роли денег (часто формулируется в виде пятой функции - мировых денег), но во многом выходят за их рамки.

То, что деньги в качестве информации накапливаются и обращаются на определенных носителях, связывает в единое целое второй уровень сущности (общественно-информационный) с первым уровнем (общественно-вещественным). При этом эволюция денег в качестве информации особого рода органически взаимосвязана с эволюцией ее вещественных носителей.