Государственно-частное партнерство как механизм поддержки инновационной деятельности

Государственно-частное партнерство является важнейшим и наиболее универсальным механизмом государственной политики, способствующий консолидации финансового, организационного и управленческого потенциала частного и государственного секторов экономики на приоритетных для страны направлениях.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач па взаимовыгодных условиях.

Данная форма взаимодействия государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. Государственно-частное партнерство представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

В числе базовых признаков государственно-частных партнерств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

• сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

• взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

• взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

• ГЧП имеет четко выраженную публичную, общественную направленность;

• в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

• финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определенных пропорциях.

Как правило, государственно-частное партнерство предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а напротив, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести:

• любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;

• государственные контракты;

• арендные отношения;

• финансовую аренду (лизинг);

• государственно-частные предприятия;

• соглашения о разделе продукции (СРП);

• концессионные соглашения.

Наиболее современными и перспективными инструментами государственно-частного партнерства в России на текущий момент являются:

• инвестиционный фонд;

• Банк развития;

• государственные корпорации;

• особые экономические зоны;

• Российская венчурная компания;

• концессии.

Необходимо отметить, что использование механизма частно-государственного партнерства является основополагающим инструментом для достижения целей, заявленных Президентом и Правительством.

Инвестиционные проекты, реализуемые на основе частногосударственного партнерства, позволяют более эффективно решать проблему устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, создать оптимальные условия для инвестирования в долгосрочные проекты, увеличить прирост внутренних и внешних инвестиций в российскую экономику.

В рамках реализации задачи формирования в России инновационной экономики, использование механизмов государственно-частного партнерства призвано существенно повысить эффективность реализации масштабных высокорисковых инновационных проектов.

Очевидно, что в одиночку компании подчас не в состоянии реализовать инновационные проекты в масштабах страны. Так, если точечные, локализованные в рамках небольших компаний улучшающие инновации могут задумываться и исполняться по инициативе и за счет средств частных компаний, то масштабные базисные, и тем более эпохальные инновации, глубоко трансформирующие национальную экономику, предполагают взаимодействие, партнерство четырех основных сил: государства, науки, предпринимателей и общества. Каждая из этих сил имеет свои интересы, выполняет специфические функции в этом партнерстве и должна иметь свою долю в использовании плодов инноваций, в инновационной сверхприбыли.