Виды памяти

Память, действующая на время, необходимое для решения текущей задачи, получила название оперативной.

Например, диспетчер воздушного движения аэропорта должен помнить номера рейсов и бортов (самолетов), находящихся в воздушном пространстве его ответственности, их положение в пространстве до посадки или ухода на свой курс и т.д. Официант в кафе обязан помнить заказ клиентов и сумму, которую они должны заплатить за обед, что было изящно подтверждено К. Левиным. По рассказу Б. В. Зейгарник, профессор К. Левин, находясь со студентами в кафе, позвал официанта и попросил сказать, что заказывала на обед пара, которая только что вышла из кафе и шла по улице. Официант смутился и сказал, что он не помнит этого. Тогда К. Левин спросил, а что заказали люди за столиком в углу. Официант без запинки перечислил их заказ. Так же просто он перечислил заказы еще с двух столиков.

Помнить заказ было подзадачей и субъективным звеном деятельности официанта, и эта подзадача для него заканчивалась, когда клиент расплачивался за обед и уходил. Оперативная память избавлялась от ненужной информации, правда, если ничего не случалось. Трудные, часто околоаварийные случаи диспетчер аэропорта помнит все время, пока этот случай эмоционально им вновь и вновь переживается, и он мысленно возвращается к решению, которое было принято им в той ситуации.

Так исторически сложилось в психологии, что большинство работ по исследованию памяти человека выполнено в условиях либо искусственных, либо плохо моделирующих реальные условия жизни людей. Чаще всего испытуемым ставится задача на намеренное запоминание каких-то материалов, никак не связанных с их потребностями, а значит, и с деятельностью человека. Заданная мнестическая задача должна решаться через особое мнестическое (мнемическое) действие, не включенное ни в какую деятельность испытуемого, что исключает работу памяти как звена (момента) деятельности и делает запоминание произвольным мнестическим действием. В этом смысле для человека такая задача почти бессмысленна, основанием для ее решения служит либо оплата за час участия в опытах, либо особые отношения с исследователем. В итоге мы получаем знания не о памяти как таковой, а об особенностях выполнения этого произвольного мнестического действия, как правило, не имеющего никакого жизненного смысла для испытуемого, т.е. о решении заданной мнестической задачи.

Исключением стали работы Ф. Бартлетта[1], который анализировал память человека в реальных условиях жизни (в частности, в трудовой деятельности). Эта идея была поддержана в 1970-х гг. группой ученых, но, за недостатком времени и учитывая характер наших задач, мы не будем останавливаться на этом.

Далее, как было обещано, мы рассмотрим имеющиеся классификации видов или типов памяти (терминология здесь не устоялась).

Можно выделить, как мы уже и делали, природную и социальную память (человека). При этом возникает проблема, что называть социальной памятью? Память внутри социальной деятельности тоже должна функционировать по правилам "момента" деятельности. Действия социальны, а память должна функционировать в ней по правилам природной памяти как субъективная составляющая деятельности.

Непонятно, что становится с памятью на личные события, происходящие с человеком как социальным существом и личностью: она становится социальной или остается такой же, как память на события у животных?

Легко согласиться с положением, что память человека стала высшей психической функцией (ВПФ), и в этом ее принципиальное отличие от природной, или, как говорил Л. С. Выготский, натуральной памяти. Но мы понимаем, что ВПФ – это решение самостоятельной задачи через особое действие с внутренними и внешними звеньями, успех которого зависит от множества факторов: мотивация, способность запоминания, средства, используемые при запоминании, владение средствами и т.д.

Одно дело пытаться запомнить что-то только через память как психический процесс, другое – если использовать какие-то знаки для запоминания и воспроизведения, третье – если делать записи о событиях или информации и четвертое – если записывать сообщение на диктофон. Прослушивание или чтение записанного текста – это воспроизведение того, что было, т.е. формально это работа памяти, но реально – это особое действие, обеспечивающее воспроизведение информации в нужное время через процесс прослушивания текста (или чтение записей). Эту внешнюю память (запись) можно потерять или забыть дома, и тогда успешного воспроизведения нс получится – в естественной памяти сохранен лишь факт наличия такой записи. Понятно, что человек научился решать задачи природной психики другими способами, как он научился передвигаться в пространстве, используя не только ходьбу или бег, но и езду на автомобиле.

Вывод из сказанного один – мы должны различать работу памяти как психического процесса и решение человеком задач на воспроизведение информации через свое особое поведение. Результаты будут одинаковыми, но процессы их получения – разными.

Иная принципиальная классификация – это выделение процедурной и декларативной (можно сказать, протокольной) памяти, различающихся и по характеру осознания, и но функциям, и, видимо, по механизмам. Подсказкой для выделения таких видов памяти была идея А. Бергсона[2] о памяти тела и памяти духа. Но подсказка не сработала, и эти виды памяти были выделены на основе материалов экспериментальных исследований памяти человека.

Процедурная память обеспечивает не воспроизведение информации, а участие прошлого опыта в регуляции текущей деятельности и, прежде всего, в сохранении умений что-то делать, в том числе и осуществлять условные рефлексы (некоторые авторы включают сюда и врожденные реакции: рефлексы, инстинкты, тропизмы, таксисы – что вряд ли оправданно).

Декларативная память (в большей мере семантическая) обеспечивает сохранение и воспроизведение заученной информации (знаний, стихов) в нужное время (по приказу или по обстоятельствам).

Эти два вида памяти по-разному представлены в сознании человека. Например, часто машинистка не может воспроизвести по памяти расположение конкретной буквы на клавиатуре компьютера, но при этом быстро и безошибочно печатает тексты с такой буквой.

Б. В. Зейгарник приводит пример больного, которого обучали нажимать на рычаг, когда зажигалась лампочка зеленого цвета. Приведенный на второй день в эту же лабораторную комнату больной отрицал факт того, что он был здесь когда-либо, но, когда начали зажигать зеленую лампочку, он стал нажимать на рычаг, как его учили вчера.

В аналогичных исследованиях больных с амнезией учили чтению зеркально инвертированного текста. Это умение сохранялось у них в течение года, при этом больные не узнавали лабораторию, где происходило обучение.

Хорошо видно, что при потере памяти на события и на информацию о месте у больных хорошо сохраняются приобретенные навыки, что свидетельствует об особом процессе памяти при сохранении навыков (процедурная память).

При задаче перевести текст с иностранного языка две группы испытуемых заметно отличались по качеству перевода. Больше ошибок делали те переводчики, которые изучали иностранный язык но традиционной методике, через изучение правил его построения. А люди, учившие язык в естественной языковой среде, через общение с коренными носителями языка, делали меньше ошибок. То есть, одни испытуемые были ориентированы на воспроизведение правил (декларативная память), а другие получили навыки правильного употребления языка (процедурная память).

Имеются свидетельства того, что процедурная и декларативная память по-разному нарушаются при разных болезнях: при болезни Паркинсона в основном страдает процедурная память, а при болезни Альцгеймера – декларативная. Есть также данные о том, что процедурная память появляется в онтогенезе раньше декларативной. И это вполне логично, так как сохранять прошлый опыт своей активности и использовать его в новом поведении надо с первых дней жизни. Уже говорилось, что процедурная память непроизвольна и ее можно считать природной памятью.

Ряд исследователей выделяют имплицитную и эксплицитную память, которые во многом совпадают с процедурной и декларативной и с природной и социальной.

Возможно, к процедурной памяти надо относить и эмоциональную память.

В данной главе уже несколько раз употреблялись термины непроизвольная и произвольная память, которые отличаются степенью управляемости, намеренности и осознанностью.

По использованию средств при запоминании и воспроизведении различают непосредственную и опосредованную (опосредственную) память.

По длительности запоминания выделяется кратковременная и долговременная память. К кратковременной памяти можно отнести и оперативную память, которая сохраняет информацию на период решения человеком задачи, о чем уже говорилось ранее.

Во второй половине XX в. стали выделять сенсорную память, понимая под этим способность нервной системы сохранять какое-то время (несколько секунд) следы сенсорных воздействий на рецепторы (сенсорный регистр). По отдельным модальностям выделяют тоническую память (в зрительном анализаторе), эхоическую память (в слуховом анализаторе). Следы в анализаторах других модальностей пока не получили своего названия.

В литературе описаны случаи устойчивой образной памяти, похожей на сенсорную, но сохраняющейся длительное время в виде эйдетических образов на зрительные картинки, на звуки и слова, на музыкальные мелодии, на цифры, на запахи и вкусовые ощущения.

Напомним классификацию видов памяти, которые выделяются по природе анализатора. Это образная память различных модальностей (зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная, температурная, память "на рисунок" движения – двигательный образ и т.д.). В слуховой памяти выделяется вербальная память как проявление семантической памяти.

Как особый вид памяти выделяют моторную или двигательную память – умение делать что-то, сохранение двигательного навыка (умения).

Выделяют в особый ряд эмоциональную память на события, па объекты и на других субъектов.

Образной и эмоциональной памяти противопоставляется память логическая.

И наконец, это намять на события собственной жизни, которая при исследовании памяти человека получила название автобиографической памяти.

Учитывая характер решаемых в этой главе задач, мы нс будем рассматривать закономерности памяти и механизмы сохранения, воспроизведения информации. Отметим только активный характер памяти как психического процесса. Память начинается не с хранения, а с оценки событий и отбора того, что должно храниться на период решения текущей задачи и что надо сохранять для будущего поведения (новый опыт). Этот отбор – свидетельство того, что процесс сохранения нужного прошлого опыта (память) обеспечивается целостной работой психики (восприятие, мышление, внимание, эмоции). И воспроизведение образов прошлого – это не извлечение их из хранилища, а процесс восстановления образов и знаний по активированным нейрофизиологи ческим следам (кодам). Это воссоздание идет через проверку мнестических гипотез, что допускает ошибки в принятии решения об образе прошлого, особенно при различных "подсказках" от других людей о происшедшем событии.