Государственная молодежная политика рынка труда

Выход из кризисного состояния на молодежном рынке труда видится в подходах к формированию государственной молодежной политики и методах ее реализации.

Государственная молодежная политика – деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Органы законодательной и исполнительной власти решают задачи финансово-кредитной, налоговой, инвестиционной, миграционной и социально-демографической политики, которые направлены на сохранение и развитие трудового потенциала, развитие самозанятости, стимулирование мобильности трудовых ресурсов, повышение производительности труда. Государственная политика занятости молодежи нацелена на комплексное решение проблем занятости молодого поколения и эффективное использование ее трудового потенциала.

Цель политики в области рынка труда молодежи – это обеспечение полной занятости трудоспособной молодежи благодаря снижению уровня безработицы, вызванной структурной перестройкой экономики, а также создание гибкой системы рынка труда, способной адаптироваться к постоянным внешним и внутренним изменениям в развитии экономики.

Государство как политический институт является основным регулятором рынка труда молодежи. Государственная молодежная политика в области занятости направлена на создание экономических, правовых, административных мер для трудовой самореализации молодежи и создание социальных гарантий субъектам рынка труда.

К основным направлениям государственного регулирования рынка труда молодежи можно отнести:

• разработку мер по стимулированию занятости и созданию рабочих мест для молодежи;

• обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

• программы по развитию предпринимательской деятельности среди молодых людей;

• реализацию программ ио социальной защите молодых работников.

Выбор средств политики занятости осуществляется в двух вариантах: активный и пассивный.

Активная политика занятости – совокупность организационных, правовых, экономических мер, проводимых государством с целью расширения сферы приложения груда и предотвращения безработицы. Приоритетными направлениями этой политики являются:

• обучение и переподготовка лиц, ищущих работу, на конкурентноспособные профессии;

• подбор рабочих мест и организация общественных работ;

• содействие самозанятости и предпринимательской деятельности на максимально выгодных условиях благодаря государственным субсидиям и кредитам;

• стимулирование инвестирования в экономику, что способствует созданию новых сфер приложения труда;

• развитие гибких форм занятости;

• квотирование рабочих мест для молодежи;

• решение вопросов трудовой миграции.

Пассивная политика занятости – это совокупность мероприятий, направленных на устранение негативных последствий безработицы. Ее основными направлениями являются:

• выплата пособий безработным;

• оказание материальной помощи и другие меры (выдача товаров первой необходимости, бесплатное медицинское обслуживание, льготное питание) лицам, потерявшим работу.

Активная политика более предпочтительна, так как направлена на увеличение числа занятых, а социальная защита должна стимулировать безработных на поиски работы.

Для реализации государственной политики необходимы экономическая, правовая и организационная базы.

Экономическая база включает финансирование мероприятий в области трудоустройства молодых граждан; льготное налогообложение для предприятий, создающих рабочие места для молодежи; финансовую поддержку молодежного предпринимательства; предоставление бесплатных услуг по трудоустройству; производственное обучение и переобучение.

Правовой метод подразумевает разработку и применение нормативных документов как по вопросам занятости, в частности по установлению квот для выпускников учебных заведений, так и по вопросам получения образования. Нормативно-правовая база регулирует отношения между субъектами рынка труда, определяет права, создает равные возможности для реализации трудовых, когнитивных способностей всех участников рыночных отношений и обеспечивает социальную защищенность трудовых граждан.

Организационное регулирование включает создание гибких органов управления занятостью молодежи, стимулирование трудовых форм отношений и осуществление наблюдения и контроля рынка труда.

Государственная политика занятости реализуется в рамках федеральных программ, а также в рамках региональных и местных программ, учитывающих особенности социально-экономического развития территорий и демографический фактор. Региональные программы занятости в свою очередь включают республиканские, областные и районные программы.

На федеральном уровне решаются глобальные задачи политики занятости с учетом социально-экономических, демографических и миграционных факторов. Разрабатывается система создания и сохранения рабочих мест и социальной поддержки высвобождающихся работников. Основными направлениями политики занятости на федеральном уровне являются создание условий для расширения занятости в государственных и негосударственных секторах экономики путем реализации инвестиционных и других программ; создание дополнительных форм занятости путем институциональных преобразований; обеспечение целевой поддержки граждан, потерявших работу; создание правовой системы регулирования межгосударственных трудовых отношений.

На региональном уровне рассматриваются целенаправленные мероприятия с учетом особенностей региона. Проблемы трудоустройства решаются через переподготовку незанятого населения, переориентацию его на более конкурентные профессии, создание центров занятости, организацию общественных и временных работ, социальную поддержку незанятых. Особое внимание органами государственной службы уделяется тем регионам, где высокая социальная напряженность и где есть необходимость контроля процесса банкротства нерентабельных предприятий с возможностью выдачи льготных кредитов на их развитие. В регионах с трудоизбыточной рабочей силой оказывается поддержка в развитии предпринимательства.

На местном уровне проводится конкретная практическая работа по содействию в трудоустройстве, выплате пособий, предоставлению возможностей профессионального развития, переобучению профессиям.

Система государственного регулирования должна выставлять такие приоритеты, как анализ и учет движения молодой рабочей силы, выработка экономических и социальных мер, направленных на сбалансирование спроса и предложения на рынке труда, перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с программами отдельных регионов. В области регулирования политики молодежного рынка труда особое значение имеет активизация нормотворческой деятельности. Достижение устойчивого управления осуществляется посредством принятия законодательных актов, а также различных программ поддержки и развития молодежи.