Функции финансов

Существующие в разных странах финансовые системы имеют значительные отличия по структуре, механизму функционирования, составу и степени развития финансовых институтов. Финансовая система США значительно отличается от финансовой системы России, Германии и Японии по структуре финансовых активов. Если в США основные финансовые активы сосредоточены у институциональных инвесторов (инвестиционных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов), то в России и Германии ведущую роль играет банковский сектор. Финансовые системы развитых стран с точки зрения используемых финансовых инструментов и технологий значительно сложнее и разнообразнее, чем в странах с формирующимися рынками. Однако, несмотря на значительное разнообразие финансовых систем, в любой стране финансы выполняют вполне конкретные базовые функции.

Распределительная функция финансов

Проявляется она в том, что через систему формирования государственных фондов обеспечивается перераспределение доходов, которые формируются в отраслях материального производства, в отрасли нематериального производства. Можно выделить следующие основные направления перераспределения финансовых потоков.

1. Решение социальных задач. Как указывалось ранее, государство, используя систему налогов, изымает часть средств, получаемых коммерческими фирмами, и передает эти средства в виде социальных пособий и выплат неработающим гражданам. Для обеспечения социальной стабильности государство берет на себя обязанность помогать социально незащищенным слоям граждан: детям, учащимся, пенсионерам, инвалидам. За счет поступающих налогов от бизнеса государство в большей или меньшей мере финансирует расходы, связанные со здравоохранением, просвещением, пенсионными выплатами. Степень поддержки государством социально незащищенных граждан может существенно отличаться в разных странах, что обусловлено типом экономических систем. Например, в США, где превалируют ценности либерального капитализма, социальные выплаты значительно меньше, чем в Швеции, где функционирует социально-ориентированная финансовая система. Однако какие бы различия и особенности перераспределения доходов от работающих граждан в пользу неработающих ни существовали, распределительная функция финансов для решения социальных задач действует в каждой стране.

2. Решение общегосударственных задач. Такие задачи связаны с обеспечением обороноспособности страны, охраной общественного порядка, функционированием судебной системы, выполнением функций по управлению экономикой. Перераспределение финансовых потоков также осуществляется через государственный бюджет, в расходной части которого предусматривается финансирование структур, обеспечивающих выполнение общегосударственных задач. Объем перераспределяемых ресурсов в разных странах имеет большие отличия. Например, в некоторых странах, где нет регулярной армии, расходы на оборону практически отсутствуют. В таких странах, как США и Россия, расходы на оборону составляют весьма значительную часть федерального бюджета.

К одному из направлений решения общегосударственных задач относится региональное перераспределение финансовых потоков. В российской экономике есть дотационные регионы, в которых расходная часть регионального бюджета превосходит доходную. Государство за счет средств федерального бюджета может предоставить данным регионам дотации, чтобы профинансировать все расходы.

3. Решение корпоративных задач. Распределительная функция финансов реализуется и на уровне отдельных корпораций. Особенно отчетливо это проявляется в холдинговых компаниях, где головная компания может перераспределять финансовые потоки дочерних предприятий с целью решения важнейших задач, стоящих перед корпорацией в целом. Современные инвестиционные проекты требуют больших капиталовложений, которые не под силу отдельным предприятиям. Поэтому головная компания, используя различные финансовые механизмы и инструменты (нормативы отчислений в централизованные фонды холдинга, вексельные схемы и др.), имеет возможность изымать часть средств у дочерних предприятий, концентрировать финансовые ресурсы в централизованных фондах и направлять эти средства на реализацию наиболее эффективных проектов в интересах всей холдинговой группы.

Необходимо отметить, что нельзя у дочерних предприятий забирать все свободные денежные средства. Финансовые взаимоотношения между головной компанией и дочерними предприятиями должны быть стабильными и прозрачными, строиться на основе долгосрочных нормативов, чтобы дочернее предприятие понимало, какую часть средств необходимо отдать в интересах развития всей группы, а какая часть останется в распоряжении предприятия. В противном случае у дочерних структур подрываются стимулы к эффективной работе (зачем хорошо работать, если у нас все забирают) и появляются иждивенческие настроения (зачем зарабатывать, когда недостающие денежные средства можно попросить у материнской компании).