Формы и методы развития педагогического потенциала социально-педагогической деятельности

Эффективность любой деятельности сохраняется настолько, насколько она востребована обществом, соответствует его требованиям, насколько своевременно и должным образом развивается ее потенциал. Этому способствуют различные социальные процессы как в социуме, гак и в рамках самой деятельности: обновление ресурсов и возможностей социума, социальной деятельности, социальных отношений, социальных институтов, самих специалистов. Анализ имеющихся результатов различных социально-педагогических исследований показывает, что наиболее эффективными мерами развития педагогического потенциала любой социальной деятельности являются своевременное и всестороннее изучение социального опыта жизнедеятельности общества, преобладающих в нем общественных отношений, проектирование новых подходов к решению социально значимых задач, проведение комплексных научных исследований и др.

Все эти меры повышения эффективности социально-педагогической деятельности на уровне потенциала социума относятся к формам социального развития общества и выражаются как эволюция, революция или реформа. В нашем случае, когда речь идет о развитии педагогического потенциала социально-педагогической деятельности как составляющей потенциала социума, скорее всего в качестве ведущей формы следует рассматривать реформирование.

Очевидно, что характеристики современного этапа развития социально-педагогической деятельности свидетельствуют о том, что, стартовав на пути к постиндустриальному обществу как новый вид профессиональной деятельности, она еще во многих отношениях сохраняет черты предшествующей, в какой-то мере отражающей идеи социальной работы.

Сегодня социально-педагогическая деятельность все увереннее превращается в самостоятельную профессиональную деятельность, имеющую свой объект, субъект, конкретные цели и результат, сохраняющий педагогическое ОГЛАВЛЕНИЕ, а значит, заключает в себе определенные педагогически возможности и ресурсы социума. Важной задачей современного этапа развития теоретической базы социальной педагогики является обогащение, расширение форм и методов развития педагогического потенциала самой социально-педагогической деятельности.

К основным формам развития педагогического потенциала социально-педагогической деятельности относятся: а) внедрение элементов социального обучения и социального воспитания в различные сферы городской жизни; б) активизация социально значимых дел, акций, движений; в) создание инновационных воспитательных технологий; г) разработка и внедрение воспитательных проектов; д) обновление инфраструктуры социальнопедагогической деятельности; е) стимулирование межинституционального взаимодействия.

Выделить отдельную элементарную форму развития педагогического потенциала социально-педагогической деятельности сложно. Поэтому каждая форма вполне может интегрироваться, дополнять и обогащать другую и для наглядного ее восприятия требуется отображение траектории действий и конечного результата в каждом конкретном проявлении социально-педагогической деятельности.

Основными способами развития педагогического потенциала социально-педагогической деятельности может быть группа методов развития (восстановления) потенциала социума. Они позволяют сочетать устоявшиеся педагогические ресурсы, представления, перспективы развития социально-педагогической деятельности и нововведения, обусловленные целью дальнейшего развития или социальным заказом для совершенствования деятельности данного учреждения. Применение этих методов позволяет своевременно учесть общие тенденции развития социальной среды и проблемы личности в ней. К ним относятся: метод проектирования; метод создания инновационных технологий; метод стимулирования межличностного взаимодействия; метод моделирования; методы социального обучения; метод поэтапного развития социальной среды (подробно описание методов см. в параграфе 2.5 учебника).

Критериями оценки уровня развития педагогического потенциала социально-педагогической деятельности являются:

– воспитательные цели социальной деятельности: ближайшие и перспективные (единство целей);

– совместность действий, объединенные усилия;

– средства реализации воспитательных целей социальной деятельности (интеллект, воля, эмоциональный настрой);

– формы воспитания в социальной деятельности;

– субъекты и объекты социальной деятельности (индивидуальные и групповые);

– методы, методики, техники и технологии социальной деятельности;

– стиль и психологическая атмосфера социальной деятельности (сближающий взгляды);

– воспитательный результат социальной деятельности.

Социально-педагогическая деятельность не стоит на месте, она постоянно развивается благодаря вертикальным и горизонтальным перемещениям отдельных субъектов и социальных групп, получая новые возможности и ресурсы социума для своего развития.