Лекция 11. Формы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ведется в многочисленных регистрах. Для регистрации информации используются в разных сочетаниях книги, карточки, журналы и т.д., записи в которых производятся в различной последовательности.

Под формой бухгалтерского учета понимается совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации операций, технологию и организацию учетного процесса.

Рассмотрим основные формы бухгалтерского учета.

Журнал главная — одна из книжно-карточных форм учета, применяемая на предприятиях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и в некоторых финансовых органах. Ее характерная особенность — формы для хронологической и систематической записи объединены в одном регистре, который называется Журнал главная. Операции в журнал записываются непосредственно из первичных или сводных документов. При регистрации каждой проводке присваивается номер и отводится одна строка. В начале месяца в журнал переносятся сальдо по синтетическим счетам. Затем записываются операции, выводятся обороты и подсчитывается остаток. Таким образом, счета закрываются после записи сальдо на 1-е число следующего месяца.

Аналитический учет ведется в книгах или карточках. Поданным аналитического учета составляется оборотная ведомость, которая сверяется с данными синтетического учета.

Простая форма — форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества. В качестве учетных регистров применяется восемь унифицированных ведомостей:

• В1 — ведомость учета основных средств и начисления амортизационных отчислений;

• В2 — ведомость учета производственных запасов, товаров, готовой продукции и НДС, уплаченного по ценности;

• ВЗ — ведомость учета затрат на производство;

• В4 — ведомость учета денежных средств и фондов;

• В5 — ведомость учета расчетов и прочих операций;

• В6 — ведомость учета реализации;

• В7 — ведомость учета расчетов с поставщиками;

• В8 — ведомость учета оплаты труда.

Учет операций завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам. Результаты заносятся в шахматную ведомость — В9.

Мемориально-ордерная форма — данная форма учета получила свое название от мемориального ордера, которым завершается обработка первичных документов. При этой форме учета на каждую хозяйственную операцию (или группу операций, объединенных в сводном документе) составляется мемориальный ордер. Характерная особенность дайной формы — поступающие в бухгалтерию документы накапливаются и регистрируются в накопительных ведомостях. На каждую группу этих документов составляется мемориальный ордер. К нему прикрепляются все относящиеся к данной проводке документы, как первичные, так и сводные. В ордере указывается номер, краткое ОГЛАВЛЕНИЕ операции, дебет, кредит, сумма. Синтетический учет ведется в двух регистрах:

• регистрационном журнале;

• Главной книге.

Журнал применяется для регистрации проводок в хронологическом порядке. Затем мемориальные ордера записываются в главную книгу, которая имеет двустороннюю форму. Аналитический учет ведется преимущественно в карточках, записи в регистры аналитического учета производят непосредственно с первичных или сводных документов, прилагающихся к ордеру.

Журнально-ордерная форма получила свое название по основному регистру — журналу-ордеру. При использовании данной формы учета применяется два основных регистра:

• журналы-ордера;

• ведомости.

Кроме того, в целях обеспечения рациональной техники обобщения и группировки применяются специальные разработочные таблицы.

Журналы-ордера — свободные листы, построенные по шахматному принципу. Записи производятся на основании поступления документов. Журналы-ордера строятся по кредитовому признаку. Журналы могут использоваться для одного счета (например, журнал-ордер № I — касса, журнал-ордер № 2 — расчетный счет) или для нескольких счетов (например, журнал-ордер № 10 — затраты на производство).

Наряду с журналами-ордерами открываются ведомости. Они используются, когда требуемые аналитические показатели сложно отразить непосредственно в журналах-ордерах.

Кассовые операции, операции по расчетным и валютным счетам регистрируются как по дебету, так и по кредиту.

Итоговые данные журналов ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу.

Главная книга открывается на год. На каждый счет отводится один или два листа. На основании главной книги и других регистров заполняются формы отчетности.

Автоматизированная форма учета.

С применением компьютерной техники для обработки данных возникла автоматизированная (электронная) форма бухгалтерского учета. Разработаны как специальные программы по бухгалтерскому учету, так и программы финансовых вычислений.

позволяющие создавать определенные формы и производить расчеты. Использование электронной формы позволяет без вывода на печать:

• регистрировать и хранить данные;

• выполнять арифметические операции с данными;

• формировать показатели для бухгалтерской отчетности.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета отличается от традиционных форм скоростью выполнения арифметических операций и надежностью хранения данных.

Выбор формы ведения бухгалтерского учета отражается в приказе об учетной политике.

Лекция 12. Учетная политика

Учетная политика определяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения результатов ведения хозяйственной деятельности. Порядок формирования учетной политики с 1 января 2009 г. регламентируется ПБУ 1/2008.

К способам ведения бухгалтерской отчетности относятся:

• методы группировки и оценки хозяйственной деятельности;

• варианты погашения стоимости активов;

• прием и организация документооборота;

• инвентаризация;

• способы применения счетов и учетных регистров:

• способы обработки информации.

На выбор и обоснование учетной политики влияют:

• форма собственности и организационно-правовая форма (ОАО, ООО, ЗАО и др.);

• виды деятельности иди отраслевая подчиненность (строительство, промышленность и т.д.);

• объемы производства, среднесписочная численность и т.п.;

• стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи развития организации на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций и т.п.);

• наличие технических средств обработки экономической информации;

• уровень квалификации бухгалтерских кадров и другие факторы. Особое место в учетной политике занимают методические и организационные аспекты. Методические аспекты подразумевают:

• варианты начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

• порядок отражения па счетах операций по приобретению материалов;

• метод оценки производственных запасов;

• варианты учета затрат на производство;

• порядок списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

Организационные аспекты включают:

• выбор формы бухгалтерского учета;

• систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

• порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

• рабочий план счетов;

• технологию обработки учетной информации;

• систему взаимоотношений с другими отделами, службами и подразделениями организации.

При разработке учетной политики необходимо учитывать, что она утверждается приказом руководителя, приобретая юридическую силу. Поэтому в нес необходимо включать тс методические и организационные аспекты, которые подкрепляются нормативными актами.