Виды оценки параметров управления

Оценки могут быть различными. В каждом конкретном случае исследователю приходится выбирать тот вид, который может быть наиболее приемлемым и эффективным. Этот выбор определяется как характером исследуемых проблем, так и возможностями оценивания. Специфика оценивания проблем управления заключается в том, что все они в конечном итоге связаны с деятельностью человека и динамикой его человеческих качеств. Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые вообще нельзя выделить и каким-либо образом отграничить. Поэтому многие оценки необходимо строить на статистическом анализе либо использовать социометрические методы, тесты и экспертные оценки.

1. По области и масштабам оценивания тех или иных ситуаций можно выделить оценки общие и локальные. Так классифицируются и проблемы управления. Одни из них имеют общий характер, другие ограничены какой-либо областью деятельности. Методология исследования должна предусматривать различие этих видов.

2. Оценки могут быть простыми и сложными в зависимости от того, предполагают они множество расчетов или построены на замерах первичной информации. В сложных оценках нередко происходит нарушение валидности показателей, смещение акцентов актуальности и важности, потеря информации. Необходимо избегать таких случаев при конструировании показателей.

3. В оценках большую роль играет момент и продолжительность их проведения. По этому критерию можно выделить оценки эпизодические и периодические. Первые вызваны необходимостью оценки конкретной ситуации, возникновением и обострением новых проблем, вторые – систематическим исследованием управления, мониторингом качества.

4. Всякая оценка отражает потребность поиска и решения проблем и требует затрат определенных ресурсов. Поэтому можно дифференцировать оценки по критерию точности измерения параметров. Существуют оценки точные и приблизительные (грубые, предварительные, ориентировочные, порядковые). Приблизительные оценки способствуют экономии ресурсов при поиске основных проблем. Но глубокий анализ и ответственные исследования необходимо строить на предельно строгих и точных оценках.

5. По организации оценивания можно выделить оценки коллективные и индивидуальные. Часто используется их сравнительный анализ. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности – опыт, образование, квалификация, мотивы, социальность и пр.

6. Методика проведения оценки имеет ключевое значение в ее корректности. В исследовании управления часто используются два вида оценки – тестовая и экспертная. Не исключаются и их различные комбинации.

Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех экспертной – в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы.

7. По получению информации и методике ее обработки можно выделить также статистическую и нестатистическую оценку.

Искусство исследования помимо всего прочего проявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах (рис. 5.8).

Рис. 5.8. Классификация и виды оценок

Конструирование и использование показателей

Какой бы ни была оценка по своей процедуре, объекту, конструкции, она всегда сводится к определенным показателям, которые характеризуют ее относительную определенность, законченность, количественное выражение, возможность использования в качестве стимулирования и пр.

Каждое явление обладает определенными свойствами, которые выражаются в комплексе характеристик. В свою очередь, характеристики имеют показатели, дающие возможность судить о степени ее проявления, развитости, отличия от других характеристик, важности для оценки данного явления.

Показатель – это соответствующим образом оцененная характеристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и т.д.).

Показатели играют очень важную роль в управлении. Они выполняют три функции.

Во-первых, показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется. Благодаря этому повышаются эффективность ее использования, скорость обработки, конечно, только в том случае, если конструкция показателя не искажает информации, что очень часто приходится наблюдать в практике управления.

Во-вторых, показатель является средством анализа целей, ситуаций, проблем, решений. Оперирование показателями придает бо́льшую обоснованность в аналитическую работу, привносит четкую логику, формирует эффективные технологии управления.

Наконец, в-третьих, показатели всегда существуют в ноле интересов человека, ибо отражают его деятельность, которой нет и не может быть без приложения и реализации интересов. Поэтому показатель может выступать и реально выступает в качестве средства стимулирования и мотивации эффективности деятельности. На показателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации.

Именно эти функции показателя и определяют требования, которые к ним предъявляются в управлении (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Требования, предъявляемые к показателям

1. Требование валидности заключается в соответствии показателя конкретным целям его использования. Он должен "показывать" только то, что мы хотим оценить и измерить. К сожалению, в практике управления нередки случаи, когда показатель отражает не те процессы или явления, которые мы хотели бы оценить. Это очень часто бывает, например, с показателями эффективности управления, степени организованности и вообще со сложными и синтетическими показателями. Иногда показатели бывают настолько "засорены" сопутствующими факторами, что главное в них тонет в совокупности второстепенностей.

2. Требование размерности особенно важно для количественных показателей. Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических.

3. Очевидно, не все явления и процессы можно измерить количественно. Отсюда и требование измеряемости, отражения возможностей количественной оценки. Показатели могут иметь словесную форму (увеличение, больше, меньше, допустимо, позитивная тенденция, приемлемо и т.д.), но могут иметь и количественное измерение, которое определяется не только потребностями точности, но и возможностями измерять или пределами точности в измерениях. Измерения могут быть грубыми, приблизительными, порядковыми, усредненными. Нельзя измерить социально-экономическую систему, но можно измерить количество филиалов, подразделений, персонала и пр. Легко измерить рост, гораздо труднее – развитие.

4. Требование фактологичности отражает необходимость того, чтобы каждый показатель опирался на факты и существовала возможность их использования при конструировании или расчете показателя. Известно, что не всегда и не всякая информация отражает реальные факты действительности. Очень часто она несет в себе элемент субъективности, идеализации, желание видеть только то, что хотелось бы видеть. Это положение может фиксироваться и в показателях.

5. Требование допустимой простоты. Показателем тем эффективней оперировать, чем он проще с точки зрения конструкции, расчетов, условий использования, структуры информации. Но существуют пределы упрощения, при достижении которых теряются назначение и валидность показателя.

6. Требование функциональной определенности заключается не только в четкой принадлежности показателя к функции управления, но и в определенности его роли в процессе управления, его собственной функции – агрегация информации, средство анализа, рычаг воздействия при мотивировании, контроле, регулировании и т.д.

7. В исследовании управления используется множество различных показателей. Они должны быть увязаны друг с другом, представлять собой цельную структуру с точки зрения критериев объекта управления и цели его функционирования. Следовательно, должно действовать и требование системности. Это важное требование увязки показателей, обеспечения их совместимости, соответствия интегрирующему назначению цели. Это исключение дублирования и неоправданного пересечения показателей, что, как правило, запутывает понимание ситуации и проблемы.

8. Показатель должен отражать реальные потребности исследования управления, быть ориентирован на практическое использование. Это также очень важное требование. Система показателей, на которых строится исследование, может показать его характер, предполагаемую эффективность и практическую значимость.

Данные требования касаются многих сторон работы с показателями: конструирования показателей, их отбора и определения состава, методических приемов использования.