Факторы снижения себестоимости продукции

Завершающим этапом анализа себестоимости и затрат является изыскание путей улучшения данных показателей на предприятии, так как это позволяет увеличить эффективность вложенных капиталов, а следовательно, повысить их отдачу в интересах собственника.

Можно выделить внешние и внутренние факторы, влияющие на себестоимость.

Внешние факторы – это изменение цен и тарифов (например, на энергоресурсы и сырье), обязательных взносов и отчислений (например, налогов и сборов, государственных пошлин и пр.), процентных ставок по кредитам, влияние методов антимонопольного регулирования и т.п. Однако, как показывает логика экономического развития нашего государства, в редких случаях эти изменения работают в пользу предприятия. Так, с 1 января 2011 г. отчисления во внебюджетные фонды были увеличены с 26 до 34% фонда оплаты труда, что достаточно сильно повлияло на рост себестоимости продукции и работ во всех отраслях народного хозяйства.

В связи с этим менеджмент предприятий должен больше ориентироваться на внутренние факторы экономии затрат. К внутренним факторам относятся: рост производительности труда, повышение отдачи активов предприятия (основных фондов и оборотных средств), снижение материалоемкости продукции, устранение потерь рабочего времени и потерь от брака, установление жестких нормативов для общехозяйственных и управленческих расходов (транспортные издержки, расходы на мобильную связь, командировочные, канцелярские и пр.). Как показывает практика работы финансовых и экономических служб, особенно в условиях кризиса, все эти меры позволяют довольно существенно уменьшить себестоимость продукции (работ, услуг), а следовательно, повысить прибыль и рентабельность предприятий.

Рассмотрим методику расчета влияния ряда факторов на изменение себестоимости продукции на конкретном примере.

ПРИМЕР 6.4

На основе данных, представленных в таблице, необходимо определить плановую себестоимость и плановые затраты на рубль товарной продукции и определить влияние на себестоимость продукции: а) производительности труда; б) объема производства; в) норм и цен на материальные ресурсы.

Показатели работы предприятия в отчетном году и планируемый прирост на следующий год

№ п/п

Показатель

Значение

Изменение на следующий год, %

1

Объем товарной продукции (j)q), тыс. руб.

30 000

+ 15

2

Себестоимость товарной продукции (г/-/), тыс. руб.

24 000

3

Заработная плата с отчислениями в социальные фонды (311), тыс. руб.

4800

4

Материальные ресурсы (МР), тыс. руб.

6000

5

Производительность труда (W), тыс. руб.

+ 10

6

Средняя заработная плата (!!!т), тыс. руб.

+8

7

Доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции (dупр), %

50,0

8

Норма расхода материальных ресурсов (Н), кг

-5

9

Цена на материальные ресурсы (РЛф), руб.

+6

Решение

Рассчитаем затраты на рубль товарной продукции в отчетном периоде:

Рассчитаем величину изменения себестоимости продукции за счет организационно-технических мероприятий:

а) за счет роста производительности труда:

(6.31)

где – индекс средней заработной платы; – индекс производительности труда; – доля заработной платы с отчислениями в социальные фонды в себестоимости продукции.

Таким образом, за счет роста производительности труда себестоимость продукции снизится на 0,4%;

б) за счет изменения объема производства:

(6.32)

где – индекс условно-постоянных расходов; – индекс объема производства; – доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции.

Таким образом, за счет роста объема производства себестоимость снизится на 6,5%;

в) за счет изменения норм и цен на материальные ресурсы:

(6.33)

где – индекс норм на материальные ресурсы; – индекс цен на материальные ресурсы; – доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

За счет этого фактора себестоимость продукции увеличится на 0,175%.

Общая величина снижения себестоимости за счет всех факторов составит:

(6.34)

Следовательно, себестоимость продукции за счет влияния всех факторов снизится на 6,725% и составит 93,275%.

Определяем плановую себестоимость продукции:

Определяем плановые затраты на рубль товарной продукции с учетом изменения себестоимости продукции и увеличения объема товарной продукции на 15%:

Определяем изменение показателя затрат на рубль товарной продукции в плановом периоде по сравнению с отчетным периодом:

Таким образом, затраты на рубль товарной продукции в плановом периоде снизятся на 18,75% по сравнению с отчетным периодом.