Этапы формирования многонациональной компании

Процесс перехода национальной компании в многонациональную компанию состоит из пяти этапов.

1. Национальная компания. Бизнес ориентирован па внутренний рынок. Производство, продажа внутри страны. Зарубежные рынки не оказывают влияния на положение компании.

2. Экспортная компания. Бизнес ориентирован на зарубежный рынок. Производство внутри страны, продажа за рубеж в одну или несколько стран. Появляется самостоятельное Управление внешнеэкономической деятельностью. Зарубежная деятельность занимает небольшую часть в общей организационной структуре компании.

3. Международная компания. Бизнес ориентирован па рынки разных стран. Производство и продажа за рубежом. Международная деятельность переходит от экспорта к зарубежному производству. Происходит отделение зарубежной деятельности от внутренней.

4. Многонациональная компания. Бизнес ориентирован на весь мир. Производство и продажа во многих странах. Внутренняя и внешняя деятельность компании уравниваются. Внутренний рынок теряет приоритет и становится в один ряд со многими внешними рынками. Компания старается обеспечить равномерную прибыльность по всем странам, куда инвестирован ее капитал.

5. Транснациональная компания. Наряду с интернационализацией хозяйствования происходит интернационализация собственности и интернационализация управления.

Для российской компании типичная модель вхождения в число международных обычно имеет шестиступенчатую последовательность шагов.

1. Разовые закупки по импорту. Зарубежный продавец ищет покупателей на российском рынке, настаивает в силу высоких рисков, например, на 100%-ном авансе или 100%-пом безотзывном подтвержденном аккредитиве - российский покупатель получает первый опыт работы с документацией, таможней, банковским кредитом и т.и.

2. Регулярные закупки по импорту. Успешные разовые операции повышают уровень доверия между контрагентами; изменяется форма оплаты - например, 50%-ный аванс с окончательным расчетом по факту приемки товара, отсрочка платежа (товарный кредит).

3. Долгосрочное договоры по импорту. Переход к более тесным договорным отношениям с иностранным партнером. Импортер вовлекается в рекламную деятельность, в создание каналов распределения; налаживается система выдачи предварительных заказов зарубежному контрагенту; может появиться кредитная линия для обеспечения регулярных поставок.

4. Совместная деятельность. Разработка стратегии совместной деятельности на российском рынке. Кооперация с зарубежными партнерами. Переход от торгово-закупочной к производственной деятельности. Первоначально это может быть организация в России финишных операций: расфасовка и упаковка, выполнение завершающих операций сборки из импортных полуфабрикатов (например, при производстве обуви), консультационный инжиниринг при покупке лицензий и организация производства в России, международный фрайчайзинг

5. Организация совместного предприятия на российской территории.

6. Организация собственного предприятия за рубежом.

Как правило, интернационализация российской компании начинается с импорта. Операции по импорту - наиболее распространенное и наиболее вероятное начало пути интернационализации для большинства российских компаний. Причины первоначального импорта:

o отсутствие конкурентоспособных товаров отечественного производства;

o доступность международного рынка для импортных операций;

o низкие входные барьеры для импортирующих компаний.

Стремление к интернационализации присуще и гигантским ТНК, и представителям среднего и малого бизнеса. При этом ТНК стремятся к глобализации, опираясь на свою силу. Компании малого и среднего бизнеса подталкивает либо недостаток сил, чтобы выдержать конкуренцию па внутреннем национальном рынке, либо наличие конкурентного преимущества, которое наилучшим образом может быть реализовано именно на зарубежных целевых рынках.

Возможен еще один путь интернационализации российской компании. Путь, изначально ориентированный на экспорт и доступный для малого и среднего бизнеса, -создание совместных предприятий с использованием высокого научного и научно-технического потенциала России. На таких предприятиях российской стороне предлагается решение сложной научно-технической задачи класса силами российских ученых (основываясь на национальных различиях стоимости рабочей силы). Такая технологически разделенная схема совместного предпринимательства, когда НИОКР в основном выполняется в России, привлекательна для зарубежного партнера еще и минимизацией риска. Это оптимальный путь для совместной деятельности: минимизация риска и ускорение развертывания реального бизнеса; путь, на котором российская сторона может использовать свое главное конкурентное преимущество - научно-технический потенциал.