Лекция 10. Элементы функционального менеджмента

Нет ничего невозможного для людей.

Гораций

Элементы стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию внешней среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном итоге способствует выживанию организации и достижению своих целей в долгосрочной перспективе.

Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов:

→ определение миссии и целей;

→ анализ внешней и внутренней среды;

→ анализ и выбор стратегии;

→ реализация стратегии;

→ оценка и контроль выполнения стратегии. Стратегический менеджмент принципиально отличен от оперативного (табл. 10.1).

Таблица 10.1

Отличия стратегического менеджмента от оперативного

Признаки сравнения

Стратегический менеджмент

Оперативный менеджмент

Миссия

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением

Производство товаров и услуг с целью получения прибыли

Решаемые проблемы

Проблемы внешнего окружения, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе

Проблемы, возникающие внутри предприятия, связанные с более эффективным использованием ресурсов

Ориентация

На долгосрочную перспективу

На кратко- и среднесрочную перспективу

Основные факторы построения системы управления

Люди, система информационного обеспечения и рынок

Организационные структуры, техника и технология

Эффективность

Насколько своевременно и точно организации в состоянии реагировать на новые запросы со стороны рынка и насколько они изменятся в зависимости от изменения внешней среды

Максимизация прибыли, рациональное использование производственного потенциала

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы с целью предвидеть потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.

Угрозы и возможности могут проявляться в шести областях внешнего окружения (табл. 10.2).

Таблица 10.2

Области внешнего окружения

Область внешнего окружения

Составляющие области внешнего окружения

Макроэкономические факторы

Темпы инфляции (дефляции), налоговые ставки, международный платежный баланс страны, уровень занятости населения, платежеспособность предприятий в отрасли

Правовые факторы

Соглашения по тарифам и торговле с различными странами, протекционистская таможенная политика государства, нормативные акты местных органов власти правительства, уровень развития правового регулирования экономики, кредитная политика, ограничения на получение ссуд и наем рабочей силы

Технологические факторы

Изменения в технологии производства (создание принципиально новых технологий), в конструкционных материалах, применении вычислительной техники для проектирования новых товаров и услуг, изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи

Факторы конкуренции

Текущая стратегия конкурентов и их перспективные цели, сильные и слабые стороны конкурентов, перспективы развития

Социальные факторы

Изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы

Международные факторы

Политика правительств стран, включающая защиту и либерализацию национального рынка, отдельных отраслей, изменений валютного курса

Стратегией управления считают долговременное и качественно определенное направление развития предприятия в соответствии с оставленной перед ним целью. Стратегия определяет способы достижения долговременных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Стратегия управления проявляется в целях и принципах практической деятельности, в требованиях к объекту менеджмента, в методах принятия управленческих решений. Она обеспечивает осуществление миссии предприятия и ее достижение.

Все многообразие стратегий, которые используют фирмы, представляет собой различные модификации нескольких базовых стратегий (рис. 10.1). Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. При этом существуют факторы, влияющие на выбор стратегии:

ü вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;

ü состояние внешнего окружения, его предсказуемость;

ü цели организации; ценности, которыми руководствуются топ-менеджеры при принятии решений;

ü уровень рисков;

ü внутренняя структура организации;

ü опыт реализации прошлых стратегий;

ü фактор времени.

Изучение, анализ и обобщение наиболее используемых стратегий управления позволяют выделить такике элементы, как: продукт (услуга), технология производства, рынок, отрасль, положение предприятия внутри отрасли.

Изменения в состоянии одного или нескольких указанных элементов позволяют работать в рамках:

Рис. 10.1

ü стратегии концентрированного роста, учитывающей прежде всего жизненный цикл продукта (услуги) и не затрагивающей остальные элементы. Здесь выделяют:

стратегию усиления позиции на рынке – предприятие разрабатывает мероприятия по улучшению своего положения на существующем рынке, улучшая производимый товар или начиная производство нового товара, входящего в ту же отрасль;

стратегию развития рынка – для производства товара осуществляется переход на новые рынки;

стратегию развития товара – предприятие предполагает переход на производство нового товара и его реализацию на старом, уже хорошо освоенном рынке;

ü стратегии интегрированного роста, в которых учитывается изменение положения предприятия внутри отрасли. При этом выделяют:

стратегию обратной интеграции – развитие предприятия осуществляется путем создания дочерних структур, обеспечивающих снабжение, или путем усиления контроля над поставщиками;

стратегию вертикальной интеграции – между предприятием-производителем и предприятиями – его потребителями образуются подконтрольные промежуточные структуры для реализации товара;

ü стратегии диверсифицированного роста – основаны на поиске возможностей организации производства новой продукции. Здесь выделяют:

стратегию центрированной диверсификации – поиск и использование возможностей производства новых товаров по применяемой технологии, на освоенном рынке;

стратегию горизонтальной диверсификации – использование возможности роста предприятия за счет товара, изготовленного по отличной от прежней технологии, но реализуемого на существующих рынках;

стратегию конгломеративной диверсификации – использование для развития предприятия производства новой продукции по новой технологии и ее реализация на новых рынках.

Воплощают стратегию тактикой управления – совокупностью управленческих решений, определяющих оптимальные пути достижения стратегических целей в конкретных условиях функционирования предприятия.

Различают следующие разновидности тактик: выжидание, осмотрительность, осторожность, скачок, маневрирование, решительность, последовательность и т.д.

Разрабатывает стратегию высший уровень руководства предприятием, а ее реализацией заняты все уровни управления.