Эластичность предложения по цене и факторы, ее определяющие

Эластичность предложения. Эластичность предложения показывает, как изменится величина QSx при изменении цены товара Рх на 1%. Ее определяют по формуле

Методика исчисления идентична методике исчисления эластичности спроса.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%. Если мы используем метод точечной эластичности, то формула для расчета выглядит следующим образом:

(5.3)

Для большинства рассматриваемых товаров кривая предложения имеет восходящий характер, т.е. увеличению Рх соответствует рост QSx. Поэтому для этих товаров величина коэффициента эластичностивсегда положительна.

Формула (5.3) позволяет сделать вывод, что и для эластичности предложения возможны два предельных случая: когда и когда . При предложение абсолютно неэластично по цене, т.е. QSX никак не реагирует на изменение цены Рх, остается неизменным. Подобное предложение характерно для сырьевых ресурсов в краткосрочном периоде. Если то предложение абсолютно эластично по цене: достаточно ничтожного изменения Рx, чтобы QSx резко возросло. Абсолютно эластичным является, например, предложение труда для отдельной некрупной фирмы.

Если обратиться к графической интерпретации эластичности предложения, то мы можем говорить об эластичности кривой предложения. В этом случае совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному – горизонтальная (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Виды предложения в зависимости от коэффициентов эластичности

Основными факторами, определяющими эластичность предложения, являются следующие.

1. Период времени (мгновенный, краткосрочный, долгосрочный):

• в мгновенном периоде предложение неэластично;

• в краткосрочном периоде, изменяя часть факторов производства, производитель может в определенных пределах адаптироваться к изменяющейся цене, поэтому предложение низкоэластично;

• в долгосрочном периоде предложение эластично, потому что у производителя появляется возможность изменить все факторы производства.

2. Специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства).

3. Возможности хранения изготовленной продукции.

4. Максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Практическое применение теории ценовой эластичности

Концепции эластичности спроса и предложения могут с успехом применяться для анализа и прогнозирования рыночной ситуации. Рассмотрим отдельные примеры.

1. Эластичность спроса важно учитывать фирмам при выборе цены. При неэластичном спросе продавцу выгодно повышать цену товара, так как в этом случае его выручка увеличится. При эластичном спросе производителю выгодно понижение цены.

2. При выборе объектов налогообложения введение акцизных и других косвенных налогов предполагает анализ эластичности спроса и предложения, так как в зависимости от эластичности спроса и предложения на отдельные товары налоговое бремя будет распределяться по-разному между производителями и потребителями.

Рис. 5.5. Влияние эластичности спроса на распределение налогового бремени:

аспрос эластичен; б – спрос неэластичен

В случае если спрос эластичен (рис. 5.5, а), потери производителя после введения налога будут выше, налоговое бремя ляжет в основном на него, а количество недопотребленных и непроизведенных товаров в масштабах всего общества будет большим.

В случае если спрос неэластичен (рис. 5.5, б), налоговое бремя ляжет в основном на потребителя. Кроме того, объем собираемого налога будет выше, а потери для общества, наоборот, относительно ниже. Именно поэтому государство обычно облагает косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен (сигареты, бензин, алкогольные напитки и др.).

3. Эластичность следует учитывать при решении вопроса о правительственной поддержке той или иной отрасли, например о выделении субсидий сельскому хозяйству, спрос на продукцию которого большей частью неэластичен. Вследствие этого в урожайные годы снижение цен на сельскохозяйственные товары не будет компенсироваться ростом дохода их производителей.