Экономические методы управления

Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей. Эти методы используются на разных уровнях управления: на макроуровне, т.е. на уровне национальной экономики в целом, на микроуровне, т.е. на уровне предприятия (организации) и на уровне отдельного индивидуума, отдельного работника.

Экономические методы управления на макроуровне выступают как государственное регулирование экономики.

Государство в современных условиях вынуждено регулировать экономическое развитие страны. Поэтому государство привлекает крупные научные центры и университеты к разработке прогнозов на перспективу (15–20 лет) по наиболее актуальным проблемам. Данные этих прогнозов имеют ориентировочный характер, но они позволяют выработать стратегию государства на перспективу, а в необходимых случаях приступить к разработке и реализации национальных программ, которые в отличие от прогнозов имеют четко выраженную целевую ориентацию, директивный характер, определенность во времени.

Принимая государственную программу, правительство страны обычно определяет цели и приоритеты экономического развития и стимулирует их достижение с помощью государственных заказов, налоговых льгот, инвестиций, льготного кредитования, дотаций и цен.

Главным инструментом государственного регулирования можно считать госзаказы, выдаваемые в рамках национальных программ. Они гарантируют, как правило, высокие цены, сбыт продукции, обеспечивая при этом достаточно высокий уровень прибыли.

Разработка прогнозов, национальных программ и государственных заказов свидетельствует об использовании элементов планирования на макроуровне.

Логика планирования предусматривает определение потребностей общества в продукции и услугах, определение ресурсов, необходимых для их производства, увязку потребностей и ресурсов. Увязка ресурсов и потребностей осуществляется при помощи балансового метода планирования. При помощи этого метода формируются и поддерживаются натурально-вещественные трудовые и финансовые пропорции. Плановый баланс представляет собой обычно экономическую таблицу, в которой показатели сгруппированы в два раздела: ресурсы и распределение, и между этими частями баланса должно быть достигнуто равенство. Примером использования балансового метода на макроуровне может служить главный финансовый баланс страны – государственный бюджет, при помощи которого увязываются доходы и расходы государства.

Наряду с балансовым методом в планировании широко используется нормативный метод. Суть этого метода в обосновании плановых заданий и показателей научно обоснованными нормами и нормативами. Норма – это, как правило, предельно допустимая, абсолютная величина расходов материальных, трудовых или финансовых ресурсов на определенные планом цели (например, норма расхода сырья на единицу продукции), а норматив характеризует обычно количественную меру связи между показателями плана и является относительной величиной (например, норматив рентабельности).

Нормирующие методы управления основаны на использовании нормативов. Понятие нормативов следует четко отличать от понятия нормы. Норма – это величина, характеризующая естественные условия протекания природных и антропогенных процессов. Норматив – это условное распределение (закрепление) чего-либо на единицу чего-либо. В состав нормирующих методов управления входят:

1) нормативы времени, например затраты времени на единицу товара (услуги), на одного потребителя и т.д.;

2) нормативы численности, например количество управленцев на определенное число подчиненных;

3) нормативы величины, например предельно допустимая концентрация вредных веществ в 1 м3 производственных помещений и т.д.;

4) нормативы выработки – объем продукции, производимой за единицу времени при сдельной оплате труда.

В целом использование норм и нормативов является исключительно важным, и их недооценка может привести к серьезным последствиям.

Классификация экономических методов управления представлена на рис. 4.4.

Применение экономических методов на микроуровне имеет определенные особенности.

Важным экономическим методом, используемым на уровне предприятия, является коммерческий расчет. Этот метод предусматривает покрытие расходов доходами и получение предприятием прибыли от результатов хозяйственной деятельности.

Специфической формой коммерческого расчета для многих государственных предприятий в нашей стране был хозрасчет.

Хозрасчет – это метод хозяйствования, который предполагает, что государственное предприятие функционирует на основе самоокупаемости и даже получает прибыль от результатов своей деятельности. Хозрасчет предусматривал определенную экономическую обособленность и самостоятельность предприятий, а также их рентабельную работу.

Выделялись различные виды хозрасчета: самоокупаемость, самофинансирование и полный хозрасчет.

Самоокупаемость – это безубыточность, т.е. предприятие покрывает свои расходы своими доходами и только.

Самофинансирование предполагает, что предприятие не только покрывает свои расходы доходами, но после этого у предприятия еще остается прибыль, достаточная для дальнейшего развития производства и социального развития коллектива.

Полный хозрасчет предполагает самофинансирование, а также предусматривает отчисления от прибыли предприятия на ОГЛАВЛЕНИЕ вышестоящего органа и государства.

В настоящее время хозрасчет как метод хозяйствования на многих государственных предприятиях в РФ становится неосуществимым из-за их низкой рентабельности или даже убыточности.

В условиях рыночной экономики на уровне предприятия широко используются методы, приемы и понятия финансового менеджмента. В частности, такие категории как прибыль, цена компании, предпринимательский риск и др.

Получение прибыли является одной из основных целей предпринимательской и коммерческой деятельности. Как известно, прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Прибыль служит исходным пунктом определения цены компании.

Цена компании – комплексный показатель, который характеризует доходность, перспективы и положение фирмы на рынке. Цена компании исчисляется по формуле

PС = P / R × 100 – W, (4.8)

где РС – цена компании; Р – годовая прибыль; R – средняя норма ссудного процента; W – балансовая оценка фирмы (компании).

Пример

Рассчитать цену компании для трех фирм, выпускающих одинаковую продукцию.

Исходные данные

Компания

(фирма)

Балансовая

оценка

Годовая

прибыль

Средняя

норма

процента

Цена

компании

1

8000

5000

10

2

10 000

2000

10

3

4000

1000

10

Ответ:

1 – 42 000;

2 – 10 000;

3 – 6000.

Рис. 4.4. Классификация экономических методов управления

Предпринимательский риск – это возможность наступления события с отрицательными последствиями в результате определенных решений или действий. На уровне фирмы при принятии управленческих решений обычно учитываются три вида предпринимательского риска: производственный, коммерческий и финансовый.

Производственный риск связан с осуществлением производственной деятельности, т.е. с производством продукции или услуг. К причинам производственного риска относится возможное снижение предполагаемых объектов производства, рост затрат на выпуск товаров, уплату повышенных налогов и т.п.

Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг. К основным причинам коммерческого риска можно отнести снижение объема реализации в результате изменения конъюнктуры, повышение закупочных цен, потери товаров в процессе обращения, рост издержек обращения и др.

Финансовый риск – это риск, возникающий при взаимодействии предприятий с банками.

Важнейшую роль в экономическом управлении предприятием принадлежит ценам. В условиях современного рынка цена – это не только денежное выражение стоимости, но и экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товара общественного труда, а также отражение количественного соотношения спроса и предложения.

Использование экономических методов управления в целях индивидуальной мотивации трудовой деятельности работников проявляется при оплате труда. Существуют две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная.

Повременная оплата труда зависит от отработанного времени и определяется обычно фиксированной величиной в виде месячного оклада, размер которого на государственных предприятиях определяется в соответствии с 18-разрядной тарифной системой, а на приватизированных предприятиях оговаривается при заключении контракта при найме на работу.

При сдельной форме оплаты труда вознаграждение ставится в прямую зависимость от выполненной работы.

Для усиления заинтересованности персонала в результатах работы организации используется премиальная система. При этом размер и порядок выплаты премиального вознаграждения увязываются обычно с результатами работы, выраженными важнейшими экономическими показателями: объемом произведенной продукции, объемом товарооборота, размером полученной прибыли или дохода и т.п.

В акционерных обществах все большее применение получает практика распространения части акций среди работников предприятий, что должно усиливать заинтересованность персонала в результатах работы предприятия, ибо если предприятие работает рентабельно, то его работники получат дополнительно к заработной плате и премиям часть прибыли в виде дивидендов по имеющимся у них акциям.

Налоговая система составляет важный экономический механизм пополнения казны государства путем взимания налогов с предприятий и граждан. Она задается государством, существует вне предприятия, оказывает непосредственное воздействие на персонал, но всегда оставляет руководителю поле для маневра даже в условиях фискальной системы налогообложения.