Виды образования

В ст. 10 Закона РФ "Об образовании" отмечается, что с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. В соответствии с этим выделяют:

– формальное образование, получаемое в различных образовательных учреждениях и завершающееся выдачей

документов государственного образца (диплома, свидетельства, сертификата и т.д.);

– неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или в общественных организациях, клубах, кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером;

– информальное образование, представляющее собой индивидуальную познавательную деятельность, сопровождающую нашу повседневную жизнь, и необязательно имеющее целенаправленный характер.

Последним двум видам образования до недавнего времени уделялось недостаточно внимания как в теории, так и в практике образовательной деятельности. Принцип непрерывного образования делает информальное и неформальное образование равноправными составляющими образовательного процесса. Мало того, сегодня значимость информального образования все больше возрастает, так как выявились проблемы глобального уровня, решение которых затрагивает интересы народов всех стран. Одним из таких вопросов, несомненно, является поиск оптимальных способов интеграции жизненных сил индивида и группы, средств обеспечения их осуществления в типовых и нестандартных ситуациях. Образование в целом становится ключевым фактором не только профессионального и личного успеха. При осуществлении непрерывного образования необходимо обращать внимание на его социально-культурную значимость. В частности, необходимость педагогического компонента образования для подготовки специалистов разного профиля, напрямую не связанных с профессиональной педагогической деятельностью (врачей, журналистов, экономистов, юристов и т.д.), объясняется прежде всего усложнением социальных требований к человеку, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех сферах человеческой деятельности, развитием культуры социального взаимодействия, культуры коммуникаций и т.д.

Основными принципами непрерывного образования принято считать:

а) принцип своевременного обновления базовых научных знаний для всех. Реализация данного принципа предполагает внесение изменений в содержательный компонент образования, отражающих социально-экономические перемены в современном обществе. Базовые знания, умения и навыки должны быть усвоены всеми членами общества и обеспечивать человеку активное участие в профессиональной, семейной и общественной жизни. Не менее важным является создание условий для их постоянного обновления человеком любого возраста, и в этом случае наряду с формальным образованием большое значение приобретает образование неформальное;

б) принцип инвестирования образования. Он основывается на признании образования, с одной стороны, в качестве приоритетной сферы развития общества и отдельного человека, а с другой – сферы общественной деятельности и самодеятельности, материальные вложения в которую всегда выгодны не только в духовном, но и в экономическом смысле. Необходимо выработать гибкие схемы, позволяющие каждому человеку включаться в непрерывное образование: государственные и общественные фонды, личные сбережения, оплачиваемые учебные отпуска, субсидии и т.д.;

в) принцип субъект-субъектных отношений между участниками образовательной деятельности. Данный принцип реализуется в том случае, когда обучающийся перестает быть пассивным потребителем информации, а преподаватель в большей степени превращается в консультанта, тьютора, наставника, посредника. Профессиональная педагогическая деятельность существенно меняет свое традиционное ОГЛАВЛЕНИЕ, поскольку теперь задача педагога состоит в том, чтобы помочь обучающемуся самостоятельно рассчитать и выстроить свою образовательную траекторию на основе осознания личной ответственности за свое развитие, благополучие своей семьи и общества в целом.

В соответствии с данным принципом непрерывное образование предполагает организацию постоянной консультационной поддержки самостоятельной образовательной деятельности, которая позволяла бы человеку получить конкретные и научно обоснованные рекомендации в сфере образовательного, профессионального и личностного развития;

г) принцип оценки результативности полученного образования существенным образом меняет подходы к пониманию и признанию результатов учебной деятельности и их оценке. В связи с возрастанием при трудоустройстве значения документов об образовании (дипломов, аттестатов и сертификатов), подтверждающих квалификацию, возникает необходимость разработки критериев оценки качества образования, полученного конкретным человеком;

д) принцип приближения образования к дому обусловлен тем, что большинство людей стремится получить формальное, неформальное и информальное образование по месту жительства, поэтому главная ответственность за развитие системы непрерывного образования ложится на местные органы власти. Люди не должны быть вынуждены покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование (это особенно важно для инвалидов и слабо защищенных групп населения); у них должна появиться возможность воспользоваться образованием наилучшего качества и самим выбирать темпы овладения актуальными знаниями и умениями. В этом отношении возрастает роль новых образовательных технологий, в частности технологии дистанционного обучения.