Единое экономическое пространство (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана

С 2010 г. государства — участники ТС приступили к созданию ЕЭП. На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) 9 декабря 2010 г. было подписано 17 соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. В их числе четыре ключевых соглашения по развитию валютно-финансового интеграционного сотрудничества. К ним относятся соглашения: о согласованных принципах валютной политики; согласованной макроэкономической политике; создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала; торговле услугами и об инвестициях в государствах ЕЭП. В развитие этих документов на период 2011—2015 гг. запланировано принять и реализовать пакет международных договоров, конкретизирующих положения базовых соглашений и обязательства сторон по углублению интеграции в различных сферах, включая валютно-финансовое сотрудничество.

В 2011 г. на уровне глав правительств и руководителей центральных банков трех стран в развитие Соглашения о согласованных принципах валютной политики подписан Договор о согласованной валютной политике государств — участников Соглашения (12 декабря 2011 г.) и Договор о взаимодействии уполномоченных органов государств — участников Соглашения, осуществляющих валютный контроль (15 декабря 2011 г.). В 2013 г. намечено подписание Договора о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер по их либерализации государствами — участниками Соглашения.

Реализация упомянутых документов во многом определяет вектор дальнейшего развития интеграционных процессов в ЕЭП в валютно-финансовой сфере, включая формирование интегрированного валютного рынка, координацию курсовой политики, расширение сферы использования национальных валют во взаимных расчетах, устранение валютных ограничений и повышение эффективности совместной борьбы с нарушениями валютного законодательства.

В Договоре о согласованной валютной политике большое внимание уделено выработке единых подходов и направлений курсовой политики государств — участников ЕЭП. Это обусловлено тем, что в связи с созданием Таможенного союза возможная резкая девальвация валюты одного из государств означает предоставление ему конкурентных преимуществ па рынках других стран ТС. В связи с этим ст. 2 Договора предусматривает создание Консультационного совета по валютной политике на уровне руководства центральных банков стран ЕЭП, которое наделяется правом рекомендовать в случае необходимости параметры коридора колебаний курсов национальных валют с учетом макроэкономической ситуации и размера золотовалютных резервов государств-участников.

Перспективы Евразийского экономического союза

Президенты Белоруссии, Казахстана и России 18 ноября 2011 г. подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции. В ней заявлено о стремлении завершить к 1 января 2015 г. кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП и на этой основе создать Евразийский экономический союз. Данная работа включает разные направления взаимодействия, договоренности по сбалансированной макроэкономической и бюджетной политике, углублению сотрудничества в валютной сфере.

Переход к качественно новому этапу евразийской экономической интеграции сопровождается консолидацией институциональной структуры управления интеграционными процессами. Президенты трех государств одновременно с Декларацией подписали Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Этот единый постоянно действующий наднациональный орган, регулирующий деятельность ТС и Единого экономического пространства, создан путем преобразования комиссии Таможенного союза и начал функционировать с 1 января 2012 г.

Полномочия ЕЭК определяются нормативно-правовой базой ТС и ЕЭП, а также решениями Высшего Евразийского экономического совета (на уровне глав государств и правительств), и распространяются на широкий круг вопросов интеграционного взаимодействия, включая макроэкономическую и валютную политику, регулирование валютных и финансовых рынков. Комиссия работает на равноправных началах: ни одна страна не может доминировать в процессе обсуждения и принятия ее решений.

ЕЭК состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. В Совет Комиссии, осуществляющий общее регулирование интеграционных процессов в ТС и ЕЭП, входят по одному представителю от каждой страны на уровне заместителя главы правительства. Совет Комиссии принимает решения консенсусом. Коллегия Комиссии — исполнительный орган Совета Комиссии, осуществляющий разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции в рамках ТС и ЕЭП. В состав Коллегии входят девять членов (по три от каждой страны), один из которых является председателем. Коллегия Комиссии принимает решения консенсусом и квалифицированным большинством в 2/3 голосов ее членов.

Деятельность Евразийской экономической комиссии — нового наднационального органа — направлена на развитие и повышение устойчивости торгово-экономических и производственных связей, на углубление валютной интеграции. Коллегии Комиссии в течение трех лет до начала функционирования Евразийского экономического союза в 2015 г. предстоит объективно оценить, позволит ли достигнутый к тому времени уровень экономической интеграции и координации денежно-кредитной, валютной и финансовой политики приступить к созданию валютного союза.

В целом идея введения валюты коллективного пользования в рамках будущего Евразийского экономического союза в различных вариантах поддерживается всеми тремя странами. Однако продвижение по этому пути, по общему признанию, должно быть продуманным и взвешенным с учетом опыта функционирования европейского Экономического и валютного союза и единой европейской валюты — евро.

Таким образом, интеграционные процессы в регионе Содружества происходят на трех уровнях многостороннего сотрудничества в различных сферах, в том числе валютно-финансовой, и организационно-правовых формах:

1) в СНГ в целом;

2) в ЕврАзЭС;

3) в формируемом Едином экономическом пространстве и Евразийском экономическом союзе и прогнозируемом валютном союзе.