Лекция 3. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В данной главе рассмотрены краткая история становления, структура и основные задачи Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Подробным образом рассмотрены основные функции и задачи органов управления системы РСЧС.

После изучения данной темы студент должен:

знать

• общие понятия, определения, сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• основные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;

• систему организации гражданской обороны, ее предназначение и задачи но обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих в мирное и военное время;

• основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

уметь

• определить последовательность действий в различных чрезвычайных ситуациях;

• соблюдать последовательность эвакуационных действий;

• соблюдать основные правила безопасного поведения (на улице, в местах массового скопления людей, при возникновении криминогенных, террористических опасностей и угроз; при возникновении природных и техногенных ЧС);

владеть

• алгоритмом оказания помощи пострадавшим в ЧС мирного и военного времени;

• правилами безопасного поведения в различных опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• правилами личной безопасности в мегаполисе.

Основные понятия: безопасность, система безопасности РФ, РСЧС, ЧС, предупреждение ЧС, ликвидация ЧС, федеральный закон, структура РСЧС, управление РСЧС, режим повседневной деятельности РСЧС, режим повышенной готовности РСЧС, координационные органы РСЧС, силы и средства РСЧС.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций появилась в России не на пустом месте. Более 60 лет назад, 4 октября 1932 г., Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. В соответствии с данным документом местная противовоздушная оборона (МПВО) выделялась в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты народного хозяйства при бомбардировках противника с воздуха. Она с честью оправдала свое предназначение в суровые годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО было ликвидировано 90 тыс. пожаров и загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин, спасены от гибели многие миллионы граждан.

В июле 1961 г. МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР. Ее новая организационная структура в значительно большей степени соответствовала возросшим требованиям к защите населения и всей территории страны, всех объектов народного хозяйства от появившихся тогда на вооружении средств массового поражения. ГО СССР стала составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время.

Гражданская оборона, ее силы и средства принимали самое активное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, землетрясения в Армении, вели спасательные работы при печально известной аварии на газопроводе в Башкортостане, взрыве в Арзамасе и во многих других местах.

25 ноября 1992 г. Правительство РФ утвердило Положение о Государственном комитете по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС). Тогда же начинает создаваться Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. 1993 г. можно назвать годом ее становления. И наконец, 1994 г. стал, по сути, первым годом ее полноценного функционирования. Кроме того, в январе 1994 г. ГКЧС преобразовывается в Министерство Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).