Домашняя учебная работа

Домашняя учебная работа — самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, по под его опосредованным влиянием.

Виды домашней работы: по характеру познавательной деятельности — репродуктивная и творческая; по учебным действиям — выполнение упражнений и решение задач, работа с учебником, наблюдения и опыты, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений, изготовление пособий и т.п.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; самостоятельное усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации; выполнение творческих и практических работ. Самостоятельная познавательная и трудовая деятельность воспитывает характер и укрепляет знания.

Организация домашних заданий — особая часть урока, которая в большинстве случаев имеет место в конце его. Уже при планировании уроков для нее предусматривается определенное время. Задавание домашних уроков должно быть основательно подготовлено и продумано.

Необходимо принимать во внимание следующие требования:

• Задавание домашних уроков должно быть своевременным. Их нельзя задавать после звонка или поверхностно. Надо отводить достаточное время для объяснения учащимся домашних заданий. Они обязаны точно записывать их и иметь время для постановки возникших вопросов.

• Домашнее задание, как правило, органически связано с темой урока. Если же учитель по какой-либо причине (например, домашнее задание как подготовка к новой теме) отказывается от этого, то он должен сказать об этом учащимся. В таком случае необходимо особенно тщательно разъяснить домашнее задание.

• Организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной.

• Задавание уроков на дом должно быть доступно. Учитель при их задавании может употреблять только тс понятия, которые учащимся уже знакомы. Объяснение домашнего задания должно соответствовать уровню развития учащихся так же, как и степень трудности самого задания. Но при этом нельзя делать их чрезмерно легкими.

• При задавании домашних уроков необходимо обращать внимание на владение учащимися необходимой техникой работы. Если они ею не владеют, то нужно объяснить и поупражняться в ней.

Во многих современных технологиях учащимся предлагается выбор при выполнении домашнего задания, которые могут носить, творческий, исследовательский характер. Для учителя важно не то, что все должны выполнить одно и то же задание, а достижение поставленной учебной задачи, формирование положительного отношения к ее выполнению, поддержание интереса, развитие поисковых умений. Так, в технологии Ш. Л. Амонашвили, например, по родному языку учащиеся дома могут прочитать текст, который читали в классе, или подобрать тексты, аналогичные классному и прочитать их, или написать сочинение на изучаемую тему, или написать книжку.

Особое внимание уделяется контролю домашних заданий. Так как домашняя работа учащихся является частью образовательной и воспитательной работы, то учитель должен систематически ее проверять. Учащиеся должны знать, что их домашняя работа будет обязательно проверена. Это не может проходить поверхностно, схематично. Проверку заданий учителю надо проводить особенно добросовестно. Поэтому уже при подготовке к занятиям он устанавливает время, место на уроке, методы проверки. Необходимо при этом учитывать, что имеются не только письменные задания. Должны проверяться и другие домашние работы, например, заучивание наизусть стихотворений, упражнения в чтении, выполнение рисунков, заучивание слов, выполнение практических заданий и т.д. Техника проверки должна часто меняться, чтобы не провоцировать учащихся вместо регулярного выполнения домашних заданий приспосабливаться к методике проверки заданий учителем. В частности, техника проверки домашних заданий зависит от вида поставленной задачи в этих заданиях. В организационном отношении для проверки домашних заданий можно использовать различные приемы.

Учитель проверяет домашние задания всех учащихся. Он проходит по рядам и проверяет тетради или же берет их домой. Для проверки всех тетрадей на уроке требуется очень много времени. По в младших классах такая проверка необходима, так как здесь нужно тотчас же объяснить ученику его ошибку. В старших классах правильность выполненных домашних работ большей частью не проверяется, а лишь устанавливается сам факт их выполнения с проверкой результатов другим способом.

Учитель проверяет только несколько работ. Он берет некоторые тетради и проверяет их, в то время как другие учащиеся читают вслух свои работы. Результаты проверки учитель оценивает тотчас же с классом или на последующих занятиях.

Учащиеся взаимно проверяют свои работы, учитель руководит проверкой. Это может происходить, например, посредством обмена тетрадями. Здесь необходимо обращать внимание на то, чтобы партнеры на каждом уроке менялись.

Ученики сами проверяют свои работы. Эта форма имеет особенно большое воспитательное значение.

Домашняя самостоятельная работа требует четкой организации в процессе выполнения. Она занимает определенное и постоянное место в режиме дня школьника и организуется с соблюдением гигиенических требований. У ученика для занятия должно быть постоянное рабочее место. Ему следует объяснить важность соблюдения последовательности по степени трудности в выполнении заданий, перерывов для отдыха

На родительских собраниях учитель проводит работу в том направлении, чтобы домашние задания находились под контролем родителей. При этом, конечно, речь может идти лишь о проверке факта выполнения. Учитель может разработать памятки как для самих учеников, как надо готовить уроки дома, так и для родителей о том, как надо помогать при подготовке детьми домашних заданий. Поэтому при проверке работ всем учащимся необходимо сообщать результаты. Проверка устных домашних заданий большей частью проходит как опрос.