Детерминанты воспитательного воздействия

Сила воспитательного воздействия зависит от ряда условий и обстоятельств. Видный отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский (1896–1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и так называемой зоне его ближайшего развития. Выготский выделяет два уровня умственного развития:

1) уровень актуального развития. Здесь ребенок выполняет задания самостоятельно;

2) зона ближайшего развития. На этом уровне ребенок не может сам справиться с заданиями, а потому разрешает проблему с помощью взрослых.

Согласно Выготскому, лишь то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в дальнейшем перешла бы в зону актуального развития. Личность формирует только воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Роль деятельности в процессе воспитания

Влияние па развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором – деятельностью личности, под которой понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: сколько пота – столько успеха; человек сам кузнец своего счастья; кто рано встает, тому Бог дает; по труду и честь; творение указывает на творца и т.п. Словом, очевидна прямая связь между результатами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать следующим образом: чем больше трудится человек в определенной области, тем выше уровень его развития в данной области. Разумеется, пределы действия указанной закономерности не безграничны, а определяются сдерживающими факторами: способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельности и т.д.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности, вырабатывается отношение человека к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать и разумно направить. В этом состоит самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития: воспитанники порой лишены самого необходимого – активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и затверживание готовых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков – игра, учение, труд. По направленности выделяют деятельность познавательную, общественную, спортивную, художественную, техническую, ремесленническую, гедоническую (направленную на получение удовольствия). Особый вид деятельности – общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже самый маленький ребенок уже проявляет себя как активное существо. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность способна как повышаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Разумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.