Виды налогового контроля

С учетом таких факторов, как субъект и объект контроля, порядок и срок и иных можно выделить различные виды налогового контроля.

В зависимости от момента (стадии проведения) контроль может быть предварительным, текущим или последующим. Примером предварительного контроля является проверка документов, подаваемых налогоплательщиком при подаче заявления при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Текущий контроль осуществляется налоговым органом при проведении осмотра места, где налогоплательщик осуществляет извлечение дохода.

Примером последующего налогового контроля является проверка деклараций по уплаченным налогам.

С учетом объема налогового контроля его разделяют на комплексный и тематический.

Принимая во внимание приемы, используемые при проведении налогового контроля, выделяют сплошной и выборочный контроль.

По месту проведения контрольных мероприятий (по месту нахождения налогоплательщика, налогового агента или плательщика сбора) различают камеральный и выездной контроль.

В зависимости от характера и степени спланированности контрольных мероприятий контроль бывает плановый и внеплановый.

Понятие и признаки ответственности за налоговое правонарушение и за нарушение налогового законодательства

В налоговом законодательстве отсутствует понятие налоговой ответственности, а в юридической литературе используют такие понятия, как "налоговая ответственность" и "ответственность за совершение налоговых правонарушений". Это обстоятельство связано с формулировками норм налогового законодательства (п. 7, 8 ст. 101 НК РФ). Данные понятия используются как равнозначные.

Вместе с тем в науке употребляют также понятие "ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах", которое зачастую приравнивают к понятию "налоговая ответственность".

При этом, как отмечает С. С. Тропская, "вопрос о правовой природе “налоговой ответственности” и ее соотношении с административной ответственностью не получил однозначной оценки. Универсальность административной ответственности и ее направленность на охрану различных видов правоотношений позволяют рассматривать ответственность как разновидность ответственности административной"[1].

На наш взгляд, с таким утверждением вряд ли можно согласиться.

Налоговую ответственность можно определить как обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, подвергнуться мерам государственного принуждения, предусмотренным санкциями НК РФ.

Режим применения мер налоговой ответственности предусмотрен разд. VI НК РФ (гл. 15–18).

Налоговая ответственность характеризуется следующими признаками:

– она основана на государственном принуждении;

– она наступает за совершение виновного противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения;

– ее субъектами могут быть организации и физические лица;

– для правонарушителя она выражается в определенных отрицательных последствиях имущественного характера.

Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Речь идет о признании презумпции добросовестности налогоплательщика до того момента, пока не будет подтверждено обратное.

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах имеет комплексный характер и предполагает применение мер ответственности, закрепленных в КоАП РФ, НК РФ, ТК РФ, УК РФ.

Ответственность за неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей обеспечивается применением к нему установленных в законодательстве санкций.

В науке налоговая санкция рассматривается в широком и узком смысле.

В узком смысле это мера ответственности за совершение налогового правонарушения, в широком – элемент налоговой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неисполнения либо несоблюдения налоговых обязанностей.

В законодательстве налоговые санкции установлены в виде штрафов, взыскания недоимок и пени. Применение санкций зависит от отягчающих и смягчающих обстоятельств.