Авиационная травма

Авиационной травмой называют комплекс повреждений, возникающих у экипажа, пассажиров или обслуживающего самолеты технического персонала в процессе эксплуатации летательных аппаратов в воздухе или на земле или в результате террористических актов.

Авиационные травмы могут возникать внутри самолета во время полета или падения его на землю, при взлете или посадке самолета; при падении из летящего самолета, например при катапультировании и прыжке с парашютом; при нахождении самолета на земле. Эти условия, наряду с многочисленными повреждающими факторами (от действия механических, химических, термических факторов), определяют многообразие повреждений при авиационных происшествиях.

Основные повреждения у экипажа и пассажиров возникают от воздействия тупых твердых предметов.

При ударе самолета, падающего с большой скоростью, о землю возникают так называемые ударные перегрузки, достигающие огромной силы и приводящие вместе с ударом о части самолета к разделению тела на несколько частей, разрушению костей и внутренних органов. Такие повреждения возникают в результате инерционного действия силы и отмечаются, как правило, при взрыве летательного аппарата после удара его о землю. Выделяют первичные (прямые) повреждения, возникающие в области соударения (ссадины, кровоподтеки, раны, переломы костей и т.д.) и вторичные (непрямые) – компрессионные переломы позвонков, длинных трубчатых костей, разрывы суставных сумок и др. Следует отметить, что при ударе самолета о землю на теле и обуви летчика остаются контактные повреждения (по аналогии с автомобильной травмой их можно считать специфическими для авиационной травмы). Это зеркальные следы – отпечатки рельефа детали (педалей), на которые опиралась подошва обуви; контактные повреждения ладоней от штурвала самолета; раны и ушибы кожи головы от удара о приборную стойку и т.п. Если тела погибших не были расчленены, то могут быть обнаружены повреждения от привязных ремней (полосовидные ссадины кожи груди и живота, кровоподтеки, иногда повреждения грудной клетки).

Другим важным повреждающим фактором при авиационных катастрофах является взрывная волна, возникающая при взрыве горючего в баках, – она также приводит к разрушению самолета и расчленению тел экипажа и пассажиров. Чаще это происходит при ударе самолета о землю, реже – в воздухе. В последних случаях остатки самолета и расчлененные тела людей могут быть рассеяны на площади 6–10 км2, и обнаружение их связано с большими трудностями. Если взрыв произошел при ударе падающего самолета о землю, то к числу повреждающих факторов присоединяется еще и термический, вызывающий горение одежды, ожоги тела, посмертное их обгорание, иногда до полного обугливания.

Если пожар возникает внутри самолета, то одним из ведущих повреждающих факторов становятся химические продукты сгорания органических и неорганических веществ (одежды, деревянных деталей, полимерных материалов), окись углерода и другие токсические вещества. При нахождении в крови погибших до 60% и более карбоксигемоглобина можно говорить о том, что отравление окисью углерода явилось причиной смерти.

Разгерметизация самолета, летящего на высоте 7–11 км, приводит к развитию взрывной декомпрессии. Мгновенный резкий перепад атмосферного давления вызывает смертельную баротравму. Важным диагностическим признаком ее являются разрывы барабанных перепонок, кровоизлияния в полость среднего и внутреннего уха. Если трупы не подвергались разрушению, то в легких обнаруживаются участки эмфиземы, разрывы и кровоизлияния в мелких бронхах и альвеолах.

Значительные трудности вызывает идентификация личности погибших при авиационных катастрофах, особенно если трупы подвергались разрушению или обгоранию. Необходимы очень сложные исследования, в том числе изучение стоматологического статуса и сравнение с данными медицинских документов, полученных при жизни погибших.

Выделяют три основные группы останков в зависимости от степени разрушения тел:

группа А – трупы-останки (включающие основные части тела: голову, туловище, конечности) независимо от характера телесных повреждений;

группа Б – части трупов, дифференцирующиеся по сохранности их анатомической структуры;

группа В – обрывки органов и тканей, структурно не связанные в единое целое (фрагменты кожи, мышц, части внутренних органов, отломки костей).

Прежде всего судебно-медицинскому исследованию подлежат трупы (останки) членов экипажа, управлявших летательным аппаратом (командира, второго пилота, бортинженера, штурмана и бортрадиста), а затем бортпроводников и пассажиров.

При осмотре места авиационного происшествия внимание судебно-медицинского эксперта должно быть обращено на обнаружение следов биологического происхождения на обломках самолета, положение трупов и их частей в салоне самолета (если он сохранился) и на местности; определение возможных повреждающих факторов и данных, которые могут помочь определению механизмов образования повреждений. При осмотре в протоколе отмечается наличие правых и левых дистальных отделов верхних и нижних конечностей (кистей и стоп). Максимальное число таких объектов одной стороны тела (правой или левой) соответствует минимальному числу погибших в авиакатастрофе. Отбор некоторых проб для неотложных лабораторных исследований (медико-трасологического, биологического, цитологического), во избежание их утраты или порчи, также производится судебно-медицинским экспертом. После осмотра места происшествия в течение первых суток организовывается доставка трупов в морг, при этом в первую очередь транспортируются останки членов экипажа. До начала исследования их помещают в холодильную камеру. При отсутствии таковой и в случае доставки останков членов экипажа в морг на вторые сутки секционное исследование начинается сразу же после доставки, независимо от времени суток.