Архитектура середины и второй половины XVI в

Уникальным явлением этого периода стало шатровое зодчество. Следует отметить, что построенные в таком стиле здания имели схожую и характерную композицию: на четверике (нижней кубической части), служившей основанием храма, возводился восьмерик (восьмигранная надстройка), который оканчивался шатром. В то же время зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия; ни один шатровый храм или башня не повторяли другой. Каждое подобное сооружение имело собственный оригинальный силуэт, придававший своеобразие возведенному памятнику.

За несколько десятилетий, прошедших после появления первого каменного шатрового храма Святой Троицы в Александровской слободе, новый архитектурный стиль получил признание у русских зодчих, стремившихся строить все более высокие, устремленные к небу здания.

Спорным представляется утверждение, что шатровое зодчество – символ русской храмовой архитектуры. Оно, безусловно, является одним из ее главных украшений, – но именно одним. В предшествующие эпохи на Руси было возведено множество уникальных, прекрасных зданий. По появление построек шатрового типа безусловно добавило русскому зодчеству своеобразия, пополнило список архитектурных шедевров. Помимо храма Святой Троицы к ним относятся храм Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор на Красной площади, церковь Преображения конца XVI в. в подмосковном селе Остров, церковь митрополита Петра в Переяславле-Залесском (1585), Богоявленская церковь в селе Красное близ Костромы (1592). Два уникальных шатровых храма XVI–XVII вв. – пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг.) и 74-метровая Борисоглебская церковь в Борисове-Городке под Можайском (1603) – не сохранились. Шатровыми были храмы, поставленные после Смутного времени: Дивная церковь в Угличе (1628), Архангельский собор в Нижнем Новгороде (1631), церковь преподобных Зосимы и Савватия в Троице- Сергиевом монастыре (1635–1637).

Но первым памятником шатрового зодчества, ставшим прототипом для всех последующих построек, как уже было сказано, является Троицкая церковь (в конце XVII в. переосвящена как Покровская церковь) в Александровской слободе. Возвели ее в 1510-х гг. при великом князе Василии III, сделавшем слободу своей резиденцией.

Главным отличием храмов нового типа от всех предшествовавших культовых зданий было наличие каменного (кирпичного) шатра. Возводившиеся ранее на Руси постройки завершались сводами и венчающими их главками (куполами на барабанах). Главками венчались и колокольни. И хотя в XV в. своды многих храмов все сильнее и сильнее вытягивались вверх, однако до строительства Троицкой церкви ни один из зодчих не решался заменить их высоким шатром. Шатры были только у деревянных церквей. Для того чтобы повторить их в камне, требовались наиточнейшие расчеты. Произвел вычисления, составил план постройки и реализовал его обрусевший итальянский архитектор Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле. Под его руководством зодчие возвели в Александровской слободе не только храм с тремя апсидами, но и двойной белокаменный подклет, и заалтарную казенную палату. Все эти постройки органично соединены в трехэтажное вытянутое здание, главным фасадом, обращенным на юг, где находился деревянный дворец Василия III, домашним храмом которого и была Троицкая церковь.

Здание было выстроено из белого камня, преобладавшего на нижних этажах, и большемерного кирпича, использованного в основном при возведении церкви и ее шатра – восьмерика, украшенного кокошниками, и на четверике, напоминающем сводами прежние московские соборы и церкви. Внутри шатра Троицкого храма сохранилась изначальная фресковая роспись.

Ранее строительство церкви Святой Троицы относили к эпохе Ивана Грозного, но исследования последних лет позволили установить истинное время ее возведения и, соответственно, значение этой постройки для развития русского каменного зодчества.

Более известен второй по времени создания шатровый храм – церковь Вознесения, построенная в 1532 г. в подмосковном селе Коломенском в честь рождения Ивана Грозного. Строителем ее также был итальянский мастер – Петрок Малый (Петр Франческо (Францизско) Анибале). Позже именно он построит Китайгородскую стену в Москве, крепости в Себеже и Пронске.

В разработанном Петроком храма нового типа квадратное основание на известной высоте переходит в восьмигранный, постепенно суживающийся кверху шатер. Переход квадрата в восьмерик произведен при помощи остроумной системы арочек, или кокошников, несколькими рядами стремящихся вверх и придающих всей конструкции чрезвычайную легкость и нарядность.

С церковью Вознесения связано несколько загадок. До сих пор исследователи спорят о ее первоначальном облике, утраченном вследствие пожара и ремонтов, после устранения последствий которых оказались убраны первоначально украшавшие храм белокаменные резные порталы, преобразился внешний вид папертей, были утрачены каменная глава и детали убранства интерьера.

Стены подклета строители выложили из кирпича. При этом крестовую (верстовую) кладку они затерли раствором. Изнутри стены храма были декорированы кирпичными пилястрами из кирпича, детали которых частично выполнили из белого камня.

Одним из самых известных русских храмов является собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (более известный нам как собор Василия Блаженного). Его возвели в 1555–1561 гг. по приказу Ивана Грозного в память о подвиге взятия Казани и присоединении к Русскому государству Казанского ханства. Поставил собор, составленный из восьми храмов, престолы которых освятили в честь праздников, отмечавшихся в дни важнейших битв за татарскую столицу, известный псковский зодчий Постник Яковлев прозванный Бармой. Впоследствии вместе с псковским каменщиком Иваном Ширяем и его артелью он участвовал в возведении Казанского кремля (1568).

Приделы Покровского собора первоначально были отдельными церквями. Лишь позднее их соединили крытыми галереями. Центральный придел – шатровый, поставленный на четверике восьмериком, четыре средних придела – столпообразные, многоярусные и восьмигранные, а четыре малых представляют собой четверики, которые завершены пирамидами кокошников. Все приделы, кроме центрального, шатрового, завершены куполами. Шатер центрального придела снаружи был декорирован кокошниками.

В 1588 г. к собору неизвестным мастером был пристроен храм Василия Блаженного, имевший отдельный вход. Для устройства этой небольшой церкви в северо-восточной части собора были сделаны арочные проемы. Его возвели над захоронением знаменитого московского юродивого, Василия Блаженного, о чем свидетельствует памятная надпись на стене церкви. Она имеет кубическую форму. Храм был перекрыт крещатым сводом с главкой на небольшом световом барабане.

Всего на Покровском соборе 11 куполов. Высота главного купола составляет 65 м.

Церкви и галереи, соединенные в собор, строители поставили на прочный подклет, стены которого достигали в толщину 3 м. Высота находящихся в подклете комнат доходит до 6,5 м. Долгое время эти комнаты использовались как хранилища ценностей, в том числе и царской казны, находившейся здесь до 1595 г. Выделяется северный подклет, свод которого возведен без поддерживающих столбов. В стенах подклетных комнат зодчими были сделаны узкие с полукруглым завершением сверху отверстия – продухи.

Самым высоким зданием Москвы того времени стал надстроенный в 1600 г. по приказу Бориса Годунова восьмигранный столп церкви-колокольни Ивана Великого. Вместе с крестом она простиралась вверх на 81 м. Возведение этого сооружения и подобных ему требовало не только точного расчета всей конструкции, но и распределения масс на основание зданий. Только с помощью математически и физически найденного баланса русские мастера смогли избежать обрушения столь высоких и тяжелых многоярусных конструкций.

Но значение этих памятников для русской культуры не сводится к признанию инженерного мастерства их создателей. Прежде всего они были и остаются архитектурными шедеврами, запечатлевшими высочайший художественный дар своих создателей.