Аргументация в ораторской речи

Оратор должен постараться убедить аудиторию в справедливости выдвинутых им утверждений, приводя неоспоримые доводы, аргументируя свои заявления.

Аргумент – эго логический довод, который служит основанием доказательства. Истинность аргументов проверена и доказана практикой, поэтому аргументация, т.е. приведение доводов в пользу того или иного утверждения, убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений. Аргументы бывают разные, в риторике рассматриваются следующие их виды.

1. Аргументы к существу дела. Это факты, полученные в результате наблюдения, а также документы, статистический и цифровой материал и т.д.

2. Аргументы к человеку. Они призваны воздействовать на эмоциональную сферу слушателей и в ораторской практике используются не реже аргументов к существу дела. Аргументы к человеку разнообразны, назовем некоторые из них:

1) аргумент к авторитету (в этом случае оратор ссылается на мнение видных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает с позицией выступающего);

2) аргумент к публике (оратор старается привлечь слушателей на свою сторону и тем самым противостоять оппонентам, что часто бывает на митингах, в суде);

3) аргумент к личности (подменяя предмет дискуссии, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в негативном свете);

4) аргумент к тщеславию (похвалы оппонентам с целью смягчить их противостояние);

5) аргумент к жалости (стремление вызвать у оппонентов чувство жалости, сострадания и тем склонить их на свою сторону).

Как видим, аргументы к человеку далеко не всегда корректны, поэтому современным ораторам лучше не злоупотреблять ими. Единственное исключение – аргумент к авторитету, он нередко используется в научных докладах, академических речах. Однако и в этом случае следует помнить, что не все высказывания авторитетных людей можно безусловно признать истинными. Апеллируя к ним, оратор должен быть очень осторожен.

Публичное выступление: монолог или диалог?

В зависимости от того, произносит ли речь один оратор или в беседе (дискуссии) участвуют двое (несколько лиц), мы говорим о монологе (речи одного) и диалоге (греч. dialogos – 'разговор между двумя или несколькими лицами'). Когда хотят подчеркнуть, что в разговоре принимает участие множество лиц, говорят о полилоге (от греч. poly – 'много').

В риторике монолог определяется как особая форма устной речи, представляющая собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом и композиционном отношении, где все языковые средства подчинены выражению главной мысли и, следовательно, достижению основной цели оратора.

Монолог характеризуется однонаправленностью, ведь выступающий обращается к аудитории, говорит для нее. Все публичные выступления по своей природе монологичны. К ним относятся:

1) академическая речь (вузовская лекция, научный доклад, обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция);

2) судебная речь (прокурорская, адвокатская);

3) речь социально-политическая (выступления общественных деятелей на съездах, саммитах, конференциях, собраниях; парламентские, митинговые и дипломатические речи, политическое обозрение и политический комментарий);

4) речь социально-бытовая (юбилейная, приветственная, застольная, надгробная);

5) духовная (церковно-богословская) речь (проповедь, приветственное слово, некролог, поучение, послание).

ОГЛАВЛЕНИЕ и жанровые особенности всех этих видов публичных выступлений определяют их своеобразие: научный доклад нс похож на пламенные речи митингующих, а юбилейное приветствие звучит иначе, чем скорбное прощание. Однако монологический характер разных видов ораторских выступлений позволяет говорить о них как об одном типе речевой деятельности.

Все виды публичных выступлений отличает специфика ораторского монолога. Выступающий не только обращается к слушателям, он словно беседует с ними, а они, в свою очередь, могут мысленно соглашаться с оратором или возражать ему. Выступающий чувствует эту реакцию публики и делает для себя выводы. Происходит подобие диалога, только вторая сторона не произносит вслух своих реплик, что, впрочем, не мешает двустороннему общению. Все это дает основание назвать ораторский монолог особым видом речи, адресованным слушателям и рассчитанным на их живую реакцию. В этом смысле говорят о диалогичности ораторских речей.

Подлинно диалогическими всегда были и остаются споры, дискуссии, различные беседы. Риторика предлагает их классификацию:

1) непринужденная беседа с хорошо знакомыми, близкими людьми;

2) первая беседа при знакомстве;

3) деловая беседа, которая представлена разными видами: а) беседа равноправных партнеров; б) беседа начальника и подчиненного; в) разговор о сотрудничестве двух (нескольких) представителей разных сторон;

4) застольная беседа (разной степени официальности, часто с ведущим).

Типология публичных выступлений и бесед позволяет составить ясное представление об их содержании и прогнозировать речевое поведение ораторов. Этим аспектам уделяют пристальное внимание многочисленные пособия по риторике. Нам же предстоит остановиться на более важных вопросах, составляющих основы ораторского мастерства.