Антропологическая перспектива современного образования

Гуманитарная сущность современного образования. Антропологический итератив образования.

Гуманитарная сущность современного образования

Образование является сложнейшей формой общественной практики, его роль и место на данном историческом этапе в масштабе всего постсоветского пространства исключительны и уникальны. В ситуации кризиса социальной и культурной жизни именно образование становится пространством личностного развития каждого человека, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества.

Воспитание, становление человека, развитие собственно человеческого в человеке - первейшая и фундаментальная цель и ценность современного российского образования. Исторические вызовы современному человечеству - глобальные экологические проблемы, мировая угроза терроризма, лавинообразный рост информации и интенсивное обновление информационных технологий во всех сферах общественной жизни, высокий динамизм социальной жизни и высокая психоэмоциональная напряженность профессиональной деятельности - требуют актуализации и максимального развития человеческого потенциала в каждом человеке.

Вместе с тем выделяется приоритетная антропологическая (гуманистическая) цель и ценность современного образования - обеспечить становление в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению. Способность к субъектному, автономному действию и поведению - сущностная основа становления многообразных способностей и качеств человека на разных ступенях образования. Автономия человека - приоритетная идея современного образования. Авторитетные отечественные философы А. П. Огурцов и В. В. Платонов утверждают, что отрицание автономии субъекта ведет к подрыву самой идеи образования. Основная идея образования в свете категории автономии человека - это подведение воспитуемого к самополаганию в отношении жизненных дел, начиная со своего тела, окружающего мира предметов, орудий до способности строить отношения с другими людьми, организациями и т.п. Автономия человека, отмечают философы, - это его автономия в отношении к социально-политическим и правовым структурам, на что должно быть нацелено политическое, идеологическое и правовое воспитание подрастающих поколений.

Необходимыми психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека являются свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков. Важной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов. Ребенок, подросток, юноша и девушка, приобретшие опыт свободного, самостоятельного, ответственного поведения и деятельности в сфере образования, духовно и психологически готовы и способны к автономному - самодетерминируемому и саморегулируемому - поведению в многообразных ситуациях социальной и личной жизни.

Сегодня человеческое измерение, человечность как особая валентность содержания и способов деятельности самых разных социальных субъектов становится предметом пристального внимания многих ученых, политиков, социальных работников. В современном мире отчетливо осознается, что человеческий потенциал может оказаться потенциально неисчерпаемым ресурсом культурно-исторического развития общества и личности. Вопрос в том, как, при каких условиях, за счет чего возможны консолидация и наращивание мощности, а главное - качества этого самого человеческого потенциала?

Одним из безусловных вызовов нашего времени является требование прямого и профессионально обеспеченного решения проблемы производства и воспроизводства человеческого в человеке. Из всех форм общественной практики именно образование (прежде всего инновационное) пытается решать эту проблему не утилитарно, а по существу. В подавляющем большинстве современных концепций и программ развития образования появляется принципиально новое измерение - гуманитарно-антропологическое.

Центральной для гуманитарно-антропологического подхода как принципиально инновационной парадигмы в психологии и педагогике является идея возможности и необходимости восхождения человека к полноте собственной реальности. Фактически речь идет о постановке беспрецедентной задачи для образования: оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность, быть не только материалом и ресурсом социального производства, но стать подлинным субъектом культуры и исторического действия.

Образование - это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого в пространстве культуры и во времени истории. Сущность и цель так понятого образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. В пространстве образования может происходить осознанное и целенаправленное проектирование таких образовательных ситуаций, в которых становится возможным и подлинно личностное самоопределение, и обретение субъектности, и становление авторства собственных осмысленных действий. Здесь, в этом пространстве возможно становление автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе - его субъектности в собственной жизни.