Выводы

1. Финансовой основой социального развития остаются обязательные страховые взносы работодателей – таким образом, роль бизнеса в финансовом обеспечении государственного социального страхования высока и продолжает расти. Роль бизнеса в обеспечении социального развития не исчерпывается уплатой обязательных взносов. Для России характерно увеличение социальных расходов крупных предприятий, формирование благотворительных фондов, публикации отчетов компаний о социальной деятельности, расширение корпоративных социальных программ.

2. В современных условиях функционирования экономики, поведение предпринимателя, расходующего деньги на благотворительность, в соответствии с социальными нормами может считаться разумным и рациональным. Современные условия функционирования экономики формируют зависимость успешности и прибыльности предприятия от отношения и мнения общества о его социальной репутации. В свою очередь, социальная репутация предприятия зависит от проводимой социальной деятельности, а также от публичной информации о корпоративной политике. Следовательно, в современных экономических условиях для успешного и прибыльного функционирования предприятие должно проводить эффективную корпоративную политику, реализовывать социальные программы, либо создавать видимость эффективной социальной деятельности.

3. Ключевыми компонентами социальной политики являются связь с направленностью и идеологией общей политики, определение субъектов и объекта курса политического развития, возможности правительства по влиянию на социальные процессы, регламентация социальных отношений. Социальная политика означает определенную деятельность, которая представляет собой инструмент управления социальным развитием общества с целью удовлетворения культурных и материальных потребностей общества, а также регулирования социального распределения общества.

4. Целью государства в отношениях с бизнесом должно выступать стимулирование бизнеса на формирование и реализацию корпоративной социальной политики путем поощрений и рекомендаций. Использование норм, ограничений и запретов со стороны государства не смогут привести к значительному эффекту. Важным инструментом поддержки предпринимательства, которое реализует корпоративную социальную ответственность, являются налоговые льготы.

5. Социальная ответственность бизнеса должна подкрепляться ответственностью государства – предсказуемой политической обстановкой, либеральной налоговой политикой, стабильностью экономики, решением вопроса о земле и имуществе, поддержкой малого предпринимательства и ответственностью региональных властей – предоставлением льгот по налогам, кредиту и аренде, решением других проблем предпринимательской деятельности.

6. Действующая практика государственного стимулирования бизнеса к развитию корпоративных социальных программ допускает переложение значительной части этих корпоративных расходов на все общество через систему налогообложения прибыли.

7. В стратегии социально-экономического развития России поставлена задача повышения качества и доступности услуг в социальной сфере, ориентируясь на эффективное удовлетворение запросов и потребностей людей. Для реализации социальной политики Правительство РФ предпринимает меры по стимулированию бизнеса к участию в социальных программах, в том числе в рамках ГЧП, с введением публичных рейтингов таких организаций и существенное увеличение объемов социальных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями.

8. ГЧП представляет собой механизм долгосрочного взаимовыгодного взаимодействия власти и предпринимательских структур, заключающийся в инвестировании частных финансовых ресурсов в объекты государственной собственности и последующем совместном управлении ими.

9. В России все граждане застрахованы по ОМС, а по обязательному пенсионному страхованию и обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от профессиональных рисков – только те, за которых уплачиваются страховые взносы. Примерно 10 млн работающих граждан не охвачены обязательным пенсионным и социальным страхованием. Около 20 млн работающих граждан дополнительно застрахованы по ДМС и около 5 млн работающих – но добровольному пенсионному страхованию. Для охвата незастрахованных от социальных рисков граждан необходимо развивать персональные программы социального страхования.

10. Для повышения эффективности использования средств обязательного социального страхования и личных средств граждан на социальные нужды, усиления личной социальной ответственности граждан перед собой и своими близкими и формирования основы для реализации стратегий социально-экономического развития России целесообразно использовать европейский опыт персональных бюджетов, позволяющих лицам с ограниченными возможностями (пострадавшим на производстве, инвалидам, пенсионерам) адаптировать свое социально-бытовое обслуживание в соответствии с собственными потребностями.