Виды управления организационными системами

Управленческая деятельность многообразна. Она осуществляется в различных организациях и на предприятиях и в различных видах: это техническое управление технологическими и естественными процессами; государственное управление жизнью общества; управление социальными процессами; идеологическое управление; управление хозяйственной, производственной, экономической и иной деятельностью.

Объект управления представляет собой совокупность тех элементов организации, предприятия, системы или общества, на которые направлена осознанная деятельность человека. Он имеет пространственные и временные границы. Субъект управления – тот, кто направляет управленческую деятельность, ее источник, которым может быть отдельное лицо или группа организационно выделенных лиц. Он также имеет пространственные и временные границы.

Субъект управленческой деятельности – физическое лицо, человек, который может принадлежать и к субъекту управления, и к его объекту. Субъект управления и его объект в любой организованной системе находятся в неразрывной связи, которая реализуется через отношения субъектов управленческой деятельности. Таким образом, в фокусе управления размещена управленческая деятельность, которая представляет собой специфическую разновидность трудовой деятельности и характеризуется особым предметом и средствами деятельности, особенностями управленческого труда. Предметом управленческого труда и его непосредственным результатом является информация, а его средствами является все то, что способствует реализации управленческой деятельности – информация, средства ее передачи, компьютерные технологии. Управленческий труд по своей природе относится к категории умственного труда, требующего нервно-психических усилий. Он имеет собственные подвиды – инженерный, конструкторский, исследовательский и другие, которые различным образом сочетаются и комбинируются в пространстве и во времени процесса управления. Эти подвиды управленческого труда существенно различаются по целевому назначению, конкретному содержанию, степени сложности, многообразным формам и методам осуществления.

Сложность управленческого груда определяется масштабом, количеством и ОГЛАВЛЕНИЕм решаемых проблем, разнообразием применяемых методов, степенью новизны принимаемых управленческих решений, их оперативностью, самостоятельностью, уровнем риска, значимостью, перспективностью. Управленческий труд осуществляется в формах эвристического, административного и операторного труда. Первые две формы – более сложные по содержанию и осуществляются руководителями различного ранга и специалистами; операторный груд – более простой, часть его не относится к умственному труду и выполняется специалистами более низкого уровня и квалификации, чем первые две формы, а также техническими исполнителями.

Виды управления в организациях определяются прежде всего по функциональному признаку. К общим функциям менеджмента относятся:

– управление персоналом;

– управление информацией;

– управление производством;

– управление финансами;

– управление имуществом;

– управление качеством;

– управление запасами;

– управление маркетингом.

Управление персоналом – стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования человеческих ресурсов.

В общем виде управление персоналом, являясь одной из функций управления организацией (предприятия, бизнес-организации), включает в себя следующее:

– анализ содержания функций каждого работника;

– планирование потребности в персонале;

– создание базы данных и подбор персонала;

– найм и увольнение работников;

– адаптацию и обучение новых работников;

– управление оплатой и стимулированием работников;

– оценку работника;

– коммуникации в организации;

– обучение, развитие, планирование карьеры работника;

– технику безопасности.

Важно подчеркнуть, что любая проблема управления человеческими ресурсами является общей, требующей решения на всех уровнях управления.

Управление информацией (информационный менеджмент) предусматривает планирование, организацию, координацию и контроль информационной деятельности организации и информационных процессов для целенаправленного использования информации как ресурса.

Управление производством (производственный менеджмент) заключается в управлении объектами или процессами, которые производят товары и (или) предоставляют услуги. Управление производством обеспечивает согласованность между процессами (операциями) и выполняет основные функции, возникающие в жизнедеятельности производственной или сервисной системы в целом.

Управление финансами (финансовый менеджмент) – это совокупность концепций, правил, методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Инвестиционные решения содержат ответ на вопрос о том, куда вложить деньги с целью получения дохода. Финансовые решения формируются в процессе поиска необходимых финансовых ресурсов. К основным целям финансового менеджмента относятся:

– максимизация прибыли;

– рост платежеспособности;

– рост стоимости акционерного (собственного) капитала.

Основные виды деятельности в системе финансового менеджмента включают в себя:

– финансовое планирование;

– учет и контроль;

– ценообразование;

– управление ликвидностью;

– управление финансовой устойчивостью;

– управление акционерным капиталом;

– дивидендная политика и др.

Управление имуществом характеризуется как стратегическое и оперативное управление деятельностью, направленное на повышение эффективности использования (сохранение и увеличение) собственности (имущества, недвижимости, земли и др.).

Управление качеством – вид деятельности, направленный на достижение качества деятельности, повышение конкурентоспособности организации или производимого продукта, что является основной ее целью в рыночных условиях.

Управление запасами – особый вид управления, свойственный не всем организациям, а только тем, что относятся к разряду предприятий. Управление запасами представляет собой рационализацию запасов произведенных товаров, незавершенного производства, сырья и других объектов деятельности предприятиями с целью уменьшения затрат хранения при обеспечении уровня обслуживания и бесперебойной работы предприятия.

Управление маркетингом – особый вид деятельности организации. Он направлен на достижение согласованности внутренних возможностей организации с требованиями внешней среды для обеспечения получения прибыли или достижения иной цели (например, социальной). Основной особенностью маркетинговой функции является ее взаимодействие с такими общими функциями, как производственная, финансовая, информационная и др., что приводит к образованию маркетинговой подсистемы организации.