Умственная отсталость (олигофрении)

Врожденное слабоумие, по Л. С. Выготскому (1984), не есть изолированное заболевание интеллекта, оно охватывает всю личность в целом. Однако основным симптомом олигофрении является дефект познавательных способностей. Для этих больных характерны отсутствие или недостаточность целеустремленности в мыслительных актах, отсутствие возможности систематизировать свой опыт на основе сложного процесса обобщения. Такие больные больше знают, чем умеют. Из трех степеней олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность) в практике судебнопсихиатрической экспертизы, как правило, встречается дебильность разной степени выраженности. Трудности, возникающие при экспертизе подростков с легкой умственной отсталостью, обусловлены склонностью таких лиц к утяжелению состояний в трудной для них обстановке, к проявлениям реакций растерянности, в редких случаях с присущей имтенденцией к аггравации. При экспертной квалификации этих состояний необходимо принимать во внимание не только глубину интеллектуального дефекта, но и состояние эмоционально-волевой сферы, нарушение мотивации поступков, повышенную внушаемость, неспособность соизмерять и корригировать свои аффективные побуждения и поведение, неумение ориентироваться в конкретной ситуации и адаптироваться к ней, нецеленаправленность поступков. Состояние критических способностей – важнейший критерий глубины олигофрении. Внушаемость подростков с олигофренией необходимо учитывать при оценке их показаний, особенно когда они являются свидетелями по уголовному делу или потерпевшими.

При судебно-психиатрической экспертизе подростков, страдающих легкой степенью олигофрении, эксперты сталкиваются как с неоднозначностью юридического значения предметных видов экспертизы, так и с необходимостью применения специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких теоретических и практических дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков, психология развития. Это предопределяет предпочтительность проведения в подобных случаях комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, учитывающей не только глубину имеющегося дефекта, но и возможности прогнозирования подростком последствий своих поступков и наличие других выявляемых у него клинических особенностей. При олигофрениях невменяемыми признаются более половины подростков: все больные с олигофренными психозами, в подгруппе дебильности средней степени – почти все, а при легкой степени – единицы. Показателями того, что подэкспертный может быть признан невменяемым, не подлежит уголовной ответственности и ему могут быть назначены принудительные меры медицинского характера (ст. 21 УК), являются наряду с грубым снижением интеллекта повышенная внушаемость, неспособность соизмерять и корригировать свои аффективные побуждения и поведение, неумение ориентироваться в конкретной ситуации и адаптироваться к ней, нецеленаправленность в поступках. При определении глубины интеллектуального недоразвития при олигофрениях в период пубертатного криза основное значение приобретает оценка таких показателей, как неспособность к обобщениям, анализу и синтезу, недоступность абстракции, тотальная психическая незрелость, неумение выделить главное, тугоподвижность, непоследовательность и непродуктивность мышления, бедность ассоциаций, отсутствие ориентировки в практических, житейских вопросах, неспособность прогнозировать последствия своих поступков и использовать прошлый опыт, нарушение критических способностей, четко коррелирующее с глубиной интеллектуального недоразвития.

Среди эмоционально-волевых нарушений при олигофрениях наиболее значимыми признаками их выраженности являются: склонность к частым спонтанным расстройствам настроения по дисфорическому, эйфорическому и вялоапатическому типам, а также к неадекватным аффективным реакциям, импульсивной агрессии; некорригируемость поведения, выраженная внушаемость, подражательность мотивации своих поступков; отсутствие борьбы мотивов при принятии какого-либо решения, наличие истинных неодолимых расстройств влечений, нарушение социальной адаптации. Косвенными показателями глубины психических изменений выступают выраженная асинхрония полового и психического созревания, резкое усиление и утяжеление клинической картины в период негативной фазы пубертата, носящие стойкий характер и прослеживающиеся по окончании юношеского возраста, отсутствие тенденции к положительной возрастной динамике, невыработанность компенсаторных механизмов, неспособность к приобретению профессиональных навыков.