Связь экономической интеграции с международным таможенным правом

Любые действия государств, направленные на создание соответствующих форм экономической интеграции, невозможны без урегулирования ими таможенных вопросов, т.е. вопросов, связанных с обеспечением порядка перемещения лицами товаров и транспортных средств через таможенные границы государств. Таким образом, процессы экономической интеграции государств с неизбежностью влекут за собой их таможенное сотрудничество, в рамках которого и создаются нормы международного таможенного права. Результаты согласования позиций государств по таможенным вопросам находят свое выражение и закрепление в международных договорах в таможенной сфере, которые выступают источниками международного таможенного права.

Почему же экономическая интеграция невозможна без решения таможенных вопросов?

Во-первых, потому что сближение народных хозяйств государств возможно в первую очередь путем облегчения торговли, которое осуществляется в том числе через снятие таможенных барьеров (т.е. необходимости со стороны участников внешнеторговой деятельности проходить таможенное оформление и таможенный контроль). Отмена таможенного контроля на границах, установление единой таможенной территории означает создание условий для свободного движения товаров в пределах государственных территорий государств – участников экономической интеграции.

Во-вторых, процессы экономической интеграции влекут за собой необходимость выработки общей торгово-экономической политики государств в отношении государств, не участвующих в процессах интеграции.

Цели интеграции: повысить уровень социально-экономического развития государств – участников экономической интеграции, кооперация на основе принципа разделения труда вследствие неравномерного распределения природных ресурсов по земному пространству (территориям государств).

Какие же вопросы решаются в рамках таможенного сотрудничества государств для обеспечения процессов экономической интеграции?

Соответственно, этим вопросам и посвящены заключаемые государствами международные договоры, являющиеся источниками международного таможенного права.

1. Отмена или упрощение таможенного контроля на границах государств – участников экономической интеграции.

2. Отмена либо упрощение процедур таможенного оформления товаров, следующих из государств – участников экономической интеграции.

3. Создание единой товарной номенклатуры ВЭД (ТН ВЭД СНГ, ТН ВЭД ЕврАзЭС).

4. Выработка единой таможенной политики или политики в области установления и применения таможенных правил.

5. Выработка согласованной политики в области таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности государств – участников экономической интеграции.

6. Выработка согласованной политики в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности государств – участников экономической интеграции.

7. Признание и выработка единых форм таможенных документов.

8. Обмен информацией по таможенным вопросам и оказание всесторонней помощи в таможенных делах.

9. Объединение усилий в борьбе с нарушениями таможенных правил, в том числе с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей.

10. Международные договоры, заключаемые в рамках процессов экономической интеграции государств, носят характер региональных таможенных соглашений.

Это только одна немаловажная часть международного таможенного права. Но в международном таможенном праве существуют также и всеобщие универсальные международные договоры, заключаемые на основе деятельности международных универсальных организаций, таких как ВТО и ВТАО.

Кроме того, составной частью международного таможенного права являются также двусторонние международные договоры о взаимной помощи в таможенных делах.

Но многочисленной и немаловажной частью международного таможенного права являются международные таможенные соглашения, заключаемые государствами в процессе их экономической интеграции.