Специфика развития познавательных процессов в средней стадии зрелости

Средний возраст охватывает период жизни примерно с 40 до 60–65 лет. По содержанию и качеству жизнедеятельности этот возраст может быть для человека как временем свершений и побед, так и периодом тревог и неудовлетворенности. Некоторые люди средних лет чувствуют, что теперь они способны лучше управлять ходом своей жизни, другие переживают острый кризис в физическом и эмоциональном плане и рассматривают данный отрезок жизни как период заката. При этом приходит сознание, что время безвозвратно уходит и что им уже не удастся достичь ранее задуманного. Функционирование организма, интеллекта и личности в среднем возрасте сочетает в себе элементы постоянства и перемен; отдельные физические функции начинают ухудшаться, происходят изменения в строении и работе органов и систем организма. В этом возрасте человека начинают по-настоящему беспокоить различные болезни. И мужчины, и женщины средних лет чаще, чем люди более молодого возраста, страдают от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, диабета и болезней органов дыхания. Проблемы со здоровьем принимают особенно острый характер у курящих и злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами. Все это не может не отразиться на состоянии познавательной деятельности. Однако многие из нежелательных последствий старения можно ослабить с помощью физических упражнений, правильного питания и здорового образа жизни. Вместе с тем интеллектуальная деятельность у представителей данного возраста продолжает оставаться высокопродуктивной. Большинство из них показывает прежний уровень возможностей или даже повышает его в тестах на вербальное понимание (способность раскрывать значение слов) и арифметические действия. Так, показатели словарного запаса и общей осведомленности у людей старше 40 лет оказались намного выше, чем у тех, чей возраст составлял 20–30 лет.

В возрасте 41–46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. Многие люди на протяжении среднего возраста продолжают демонстрировать высокий уровень интеллектуальных способностей, при этом наблюдается целый ряд индивидуальных различий. Некоторые из способностей, относимых к текучему интеллекту, у отдельных людей, действительно, снижаются довольно быстро, но это снижение интеллекта вовсе не является автоматической функцией старения, а связано с уровнем сложности жизни. У людей, удовлетворенных своей жизнью, редко конфликтующих с окружающими, имеющих дружные семьи и широкий круг общения, находящихся в тесном взаимодействии со своей культурной средой, интеллектуальные способности сохраняются дольше, а то и возрастают с годами. Однако есть один фактор интеллекта, который в среднем возрасте неизменно ослабляется: навыки, требующие скорости, с возрастом даются человеку все труднее, поскольку начинают замедляться многие психомоторные процессы. В возрасте 40–50 лет это замедление еще нс столь заметно. Взрослые стремятся компенсировать снижение скорости повышением эффективности своих действий и обширными знаниями. Видимо, это служит одной из возможных причин того, почему многие люди средних лет или пожилого возраста показывают в тестах на абстрактное рассуждение худшие результаты, чем более молодые люди, ведь они склонны превращать проблему в контекстно-зависимую и преуменьшать важность абстрактных рассуждений. Так, например, они отказываются от повторения каких-либо, на их взгляд, ненужных деталей, при воспроизведении материала по памяти, чтобы не утомлять ими слушателя. Люди среднего возраста действуют наиболее продуктивно тогда, когда у них есть возможность воспользоваться накопленными знаниями и опытом. Вероятно, этим объясняется снижение в данном возрасте показателей оперативной и кратковременной памяти, беглости речи, пространственных отношений и индуктивного рассуждения. Стоит отметить, что эти потери среднего возраста носят весьма ограниченный характер.

Таким образом, в среднем возрасте одним из важнейших факторов, влияющих на познание, является богатство жизненного опыта, составляющего основу кристаллизованного интеллекта, который в отличие от текучего интеллекта часто повышается в течение всей жизни, пока люди сохраняют способность получать и сохранять информацию. Это помогает объяснить, почему ученые-гуманитарии и естествоиспытатели, чья работа опирается на мощный фундамент накопленных знаний и опыта, отличаются, как правило, большей продуктивностью, когда они находятся в возрасте 40–50 или даже 70 лет, а не в молодости.