СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Каждый человек должен стать субъектом своего жизненного пути, поэтому время обучения в вузе следует рассматривать как период, который определяет последующую линию жизни. Выбор учебного заведения – важный момент в социальном и профессиональном самоопределении личности. На социализацию личности в период обучения в вузе оказывают влияние различные факторы: учебный процесс, общение в студенческой группе, общественно-полезная деятельность, включение в профессионально-трудовую деятельность и др.

Учебный процесс в вузе имеет существенные отличия от учебного процесса в общеобразовательной школе. Меняются режим учебной деятельности, формы организации обучения. Лекционно-семинарская система требует от студента новых навыков организации учебной деятельности и повышения интеллектуальной дисциплины. Важным фактором социализации является увеличение доли ответственности самого студента за результат обучения.

На учебный процесс в современных вузах (ОГЛАВЛЕНИЕ, формы организации деятельности, методы) существенное влияние оказывают рыночные отношения. Введение системы платного образования, конкурентная борьба между вузами за контингент, расширение рынка образовательных услуг сформировали новый стереотип получения образования в высшей школе: обучение как услуга. При закреплении такого подхода значительно снижается качество обучения, в то время как учебный процесс должен ориентировать современных молодых людей на максимальное использование своих возможностей.

Новые возможности для социализации личности открывает вступление России в Болонский процесс, что существенно расширяет рынок образовательных услуг за счет возможности получить образование в европейских вузах и трудоустроиться на европейском рынке труда.

Современная система образования ориентируется на формирование у студентов профессиональных и социальноличностных компетенций. Выпускник вуза должен не только усвоить фиксированный объем знаний, умений и навыков, но и выйти на уровень компетентности. Это значит быть готовым решать задачи определенного класса и уровня. У современного выпускника вуза должна быть сформирована готовность видеть проблемы (глобальные, государственно- региональные, профессиональные и личностные) и ставить задачи, направленные на решение данных проблем. Особое внимание следует уделять способам решения проблем. Личность должна находить нравственные пути решения проблем: должна быть ориентирована на созидание, а не на разрушение окружающего жизненного пространства.

Успешная социализация связана с использованием возможностей, предоставленных учебным процессом для самореализации и самоутверждения. Несмотря на то что в каждом заложена возможность развития, личностный и социальный рост требует значительных усилий, поэтому необходимы стимулы и поддержка. Следует продумывать систему педагогического сопровождения личности в образовательной среде. Высокий смысл педагогического сопровождения заключается в раскрытии жизненных сил личности. Педагог, следуя рядом, оказывая педагогическую поддержку должен помочь личности увидеть и реализовать свои возможности. Продуктивные отношения с преподавателями способствуют самореализации личности в условиях образовательной среды.

Непродуктивные отношения в условиях учебного процесса могут привести к десоциализации, которая будет проявляться в утрате веры в свои силы и возможности, отсутствии стремления к развитию и совершенствованию личности, а также в различных формах деструктивного поведения (прогулы, списывания, подлоги, демонстрация неуважения и др.).