Состав и ОГЛАВЛЕНИЕ закономерностей менеджмента

Если менеджмент – это согласование деятельности людей в соответствии с целью, к достижению которой стремится организация, то реальность цели, ее достижимость и значительность зависят от того, в какой мере она отражает и учитывает социально-экономические и организационно-технические условия развития организации. Связь этих факторов объективна, существенна, необходима и устойчива, а следовательно, закономерна. В процессах развития организации связь этих факторов меняется и должна меняться, но она всегда существует и определяет успех менеджмента. Ее нельзя отменить или игнорировать, ее можно только учитывать и в определенных пределах изменять. В этом находит свое отражение практическое использование закономерности.

Закономерность дифференциации и интеграции менеджмента

Следующей закономерностью является закономерность дифференциации и интеграции функций и полномочий менеджмента.

Возрастающий объем управленческой деятельности требует ее дифференциации и интеграции. Они проявляются, в первую очередь, в распределении функций и полномочий. Так формируется система менеджмента, дифференцирующая и одновременно интегрирующая совместную деятельность персонала.

Эту закономерность можно сформулировать следующим образом: процессы менеджмента предназначены для интеграции различных видов деятельности людей, что и позволяет достигать общую цель. Увеличивающийся объем работы менеджмента и потребность его эффективности требуют дифференциации самой управленческой деятельности и соответствующей ей интеграции. Менеджмент осуществляется посредством воздействия, опирающегося на интересы человека и разделяющего группу совместной деятельности на субъект и объект менеджмента, функции и обязанности. Право воздействовать формально закрепляется полномочиями, неформально – лидерством.

Эта закономерность устанавливает связи между ключевыми категориями менеджмента (деятельность, воздействие, полномочия, интеграция, субъект и объект воздействия) и тем самым и отражает его сущность.

Закономерность диверсификации менеджмента

Одной из важнейших тенденций современного менеджмента является его диверсификация, которая представляет собой совмещение разнообразия форм, подходов, целей, объектов управления, функций и пр., вызванных потребностями практики. Главной из них является диверсификация производства. Но и внутренние потребности самого менеджмента заставляют его диверсифицироваться. Это потребности рационального использования потенциала управления, организационных форм, соответствующих динамике развития, стратегичности и гибкости, ориентации на качество и эффективность менеджмента.

Менеджмент разнообразен, и количество его альтернатив увеличивается по мере развития общества, человека, производства. Успешно управлять – это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип менеджмента (или комбинацию типов), который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях. Для этого надо знать возможные типы менеджмента и иметь методики их выбора. В этом и проявляется суп. диверсификации менеджмента.