Система международного транспортного права

Нормы международного транспортного права соответствующим образом организованы. Их система складывается объективно и базируется на особенностях общественных отношений, составляющих предмет международного транспортного права. В целом совокупность указанных правовых норм составляет Общую и Особенную части международного транспортного права.

Общая часть международного транспортного права – это структурный элемент, содержащий систему норм, имеющих значение для всех или значительной части норм международного транспортного права. К ним относятся те, которые определяют предмет международного транспортного права, характер регулирования присущих ему правоотношений, основания их возникновения, субъектный состав международного транспортного права, его объекты. Это также нормы, закрепляющие основные принципы и функции международного транспортного права.

Нормы Общей части служат устранению разного подхода к регулированию близких по своей правовой природе общественных отношений, складывающихся на международном рынке транспортных услуг. Это в первую очередь общественные отношения договорного характера, возникающие при организации и осуществлении международных перевозок различными видами транспорта.

Система норм Общей части международного транспортного права является, по сути, объединяющим фактором для остальных норм, составляющих Особенную часть данной комплексной отрасли права. Важная роль Общей части заключается также в том, что содержащиеся в ее нормах общие положения представляют собой своеобразный юридико-технический аппарат для использования других норм, применения их на практике.

Все остальные нормы составляют Особенную часть. Они не имеют столь общего спектра воздействия, как правовые нормы Общей части. Нормы Особенной части регулируют вопросы частного характера, главным образом перевозки различными видами транспорта.

Наряду с выделением в рамках международного транспортного права Общей и Особенной частей его систему представляют также подотрасли, институты и подинституты. В юридической литературе подотрасль права трактуется как целостное образование норм, регулирующих специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли. Именно такой подход, учитывающий характер регулируемых системой норм отношений и методов регулирования, позволяет выделить следующие подотрасли международного транспортного права:

– межгосударственная деятельность но выработке и соблюдению принципов и правил использования территорий, водной и воздушной среды для осуществления международных перевозок. Нормы данной подотрасли права регулируют вопросы использования территорий государств, их воздушного пространства, внутренних вод и портов, территориальных морей, а также открытого моря, международных проливов, каналов морских коридоров для архипелажных проходов и воздушного пространства над ними для перевозок пассажиров, багажа и грузов. В ее сферу входит установление транснациональных транспортных артерий, их правового режима и порядка использования. Кроме того, это участие государств в международных транспортных организациях;

– международные транспортные договорные обязательства, регулирующие договорные основы организации и осуществления международных перевозок, а также связанных с ними услуг. Они охватывают договорные условия организации перевозок и доставки с пересечением государственной границы пассажиров, багажа и грузов в пункты назначения. В зависимости от используемых видов транспорта нормы подотрасли отражают особенности условий перевозок, порядок их организации и осуществления автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом.

Кроме договорных обязательств по международным перевозкам, нормы данной подотрасли регулируют также договорные обязательства, связанные с транспортно-экспедиционным обеспечением международных перевозок и страхованием при их осуществлении;

– деятельность компетентных органов исполнительной власти по обеспечению безопасности международных перевозок, соблюдению правил пересечения границ. Эта подотрасль регулирует вопросы установления и строгого выполнения режима безопасного движения транспорта при осуществлении международных перевозок, порядка и условий перемещения через государственную и таможенную границы перевозимых объектов, реализации установленного налогового бремени, обеспечения оплаты пошлин и сборов.

Если международному транспортному праву как комплексной отрасли права присущи родовые признаки общественных отношений, составляющие его предмет, то отличительные признаки подотраслей заключаются в видовой принадлежности их общественных отношений. Следовательно, каждая из перечисленных подотраслей международного транспортного права имеет свой специфический предмет и связанный с ним метод правового регулирования.

Наряду с подотраслями международного транспортного права существуют его институты. В теории права правовой институт определяется как обособленный комплекс правовых норм, являющихся частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В нашем случае институт международного транспортного права представляет собой систему правовых норм, регулирующих разновидность предметно связанных международных транспортных отношений в рамках соответствующей подотрасли.

Если рассматривать институты такой подотрасли как международные транспортные договорные обязательства, то это прежде всего институты договорных перевозочных обязательств, ответственности в связи с организацией и осуществлением международных перевозок, претензионно-искового порядка разрешения споров сторонами транспортных договоров и т.д.

Однородность норм института права можно проиллюстрировать на примере такого института, как договорные перевозочные обязательства. Система его норм регулирует отношения по заключению договоров перевозки, их предмет, условия, права и обязанности сторон, отношения, связанные с исполнением договоров и их прекращением.

Другой пример института международного транспортного права, который действует в рамках подотрасли международных транспортных обязательств, – это институт договорных обязательств по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. Предмет института договорных обязательств по оказанию транспортно-экспедиционных услуг – это договорные отношения по организации перевозки, определению вида транспорта для ее осуществления, по заключению экспедитором договора перевозки, получению требующихся для экспорта и импорта документов, погрузке и выгрузке груза, сопровождению его в пути следования, уплаты пошлин и сборов и некоторым другим вопросам.

В свою очередь институты международного транспорта права подразделяются на подинституты. В частности, в рамках того же института договорных перевозочных обязательств можно выделить в качестве подинститутов договорные обязательства по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов.

Подинституты содержат системы норм меньших масштабов по сравнению с системами норм институтов, в состав которых они входят.

В целом же международное транспортное право достаточно четко организовано. Системная организация норм этой комплексной отрасли права имеет как теоретическое, так и практическое значение. Во-первых, она облегчает работу правотворческих органов при принятии новых правовых источников и совершенствовании действующих. Она позволяет устранять пробелы в действующей системе международного транспортного права, а также отменять нормы, уже не отвечающие потребностям международной транспортной практики.

Во-вторых, при надлежащей систематизации норм международного транспортного права значительно упрощается поиск и применение соответствующих норм к конкретным случаям. Таким образом, можно прийти к выводу, что международное транспортное право как комплексная отрасль имеет свою достаточно четкую организацию. Его правовые нормы представляют собой структурированную систему, которая существует и развивается по своим внутренним законам. Эта система включает подотрасли, институты и подинституты.