Сферы действия программ общественных расходов

Общественные расходы можно представить в качестве отрицательных налогов. Как было оказано выше, микроэкономические последствия налогообложения возникают в силу того, что налоги меняют значения цен потребительских благ и доходность факторов производства, индуцируя тем самым изменения рыночного поведения (состав и условия добровольных сделок). То же самое относится к общественным расходам. Например, акциз для уплачивающего его производителя есть не что иное, как положительный прирост издержек, а субсидия – их отрицательный прирост. Соответственно на общественные расходы с некоторыми оговорками распространяются многие из тех положений, которые излагались выше применительно к налогам.

Подобно тому, как экономическая сфера действия налога, может не совпадать с кругом его непосредственных плательщиков, программа общественных расходов нередко приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам.

Реципиентами будем называть тех, кто безвозмездно или на льготных условиях получает какие-либо блага или денежные средства за счет общественного сектора. В то же время круг лиц, на которых в конечном счете распространяются выгоды (положительные приращения полезности), обусловленные данной программой, станем обозначать термином сфера действия программы общественных расходов.

Пусть, например, речь идет о программе денежных выплат безработным. Средства, которые передаются нуждающимся на основе программы, используются безработными, в частности, для приобретения продуктов питания. Таким образом, одно из последствий принятия программы – увеличение спроса на продовольственные товары. Если эластичность предложения этих товаров относительно невысока, то следствием становится рост цен и частичное перемещение выгод от реципиентов программы в пользу производителей и продавцов продовольствия.

Допустим теперь, что помощь безработным осуществляется в форме субсидирования работодателей, создающих новые рабочие места, либо финансирования учреждений профессионального образования, которые осуществляют переподготовку безработных, дабы облегчить им поиск новой сферы занятости. В обоих случаях непосредственными получателями общественных средств (реципиентами) являются не сами безработные, а иные физические или юридические лица. Однако замысел программы состоит именно в том, чтобы выгоды в конечном счете переместились к безработным, которые в итоге окажутся в сфере действия программы. От чего зависит степень перемещения выгод?

Если размер ассигнований на создание рабочего места одного незанятого задан, то выгоды, реально получаемые лицами, не имевшими работы, определяются ситуацией на рынке труда. Рассматриваемая мера способствует увеличению спроса на труд, снижая при прочих равных условиях издержки, которые приходится нести работодателям, намеренным расширить производство. Однако одному и тому же сокращению издержек могут соответствовать различные изменения спроса.

Перемещение выгод – основная причина, по которой сфера действия программы подчас не отвечает замыслам тех, кто ее поддерживал, ориентируясь на интересы избирателей. Однако иногда несовпадение возникает и вследствие недостаточно продуманных процедур определения круга потенциальных и действительных реципиентов. Пусть речь идет, например, о программе льготных займов на получение платного высшего образования, введенной ради повышения его доступности в первую очередь для наименее обеспеченных слоев населения. Допустим, что при этом займы покрывают только плату за обучение. В подобном случае они оказались бы не слишком привлекательными для тех, кто вынужден ежедневно зарабатывать себе на жизнь. В итоге выгоды от такой программы достались бы в основном тем молодым людям, родители которых принадлежат к средним слоям. Однако большинство из таких студентов, по-видимому, получили бы доступ к высшему образованию и без займов. Разумеется, программа улучшила бы финансовое положение части семей, но в целом не увеличила доступность высшего образования.

Реальную сферу действия программы далеко не всегда удается обнаружить при поверхностном рассмотрении. Особенно это верно, когда программа находится в стадии разработки и обсуждения. Типична ситуация, при которой сама возможность перемещения выгод, не говоря уже о ее конкретных параметрах, остается вне поля зрения. Между тем, принимать решения о целесообразности финансирования программ следует лишь после того, как проведена оценка ее действительной, а не предполагаемой сферы действия. Если не хватает данных для эконометрических оценок, они могут быть до некоторой степени заменены экспертными. Также в некоторых случаях целесообразно проведение пилотных (экспериментальных) проектов в отдельных регионах, прежде чем распространять программу на все население страны. Это позволит проверить эффективность программы и снизить вероятность негативных последствий, но в любом случае недопустимо полагать, что фактические последствия программы непременно совпадут с ее замыслом.