Разрешение споров между сторонами

В случае возникновения между сторонами спора первым шагом обычно является предъявление уведомления об этом другой стороне (часто в виде письменной претензии) и проведение переговоров по данному поводу. Это досудебный этап разрешения споров. Если стороны не смогли урегулировать спор путем переговоров, то он может решаться в судебном порядке.

Досудебное урегулирование споров

Обязательный и строго регламентированный по срокам досудебный претензионный порядок разрешения споров современным российским законодательством предусматривается редко. В отношении большинства видов требований, связанных с нарушением договоров, непредъявление претензии не препятствует предъявлению иска в арбитражный суд. Даже в тех случаях, когда закон содержит требование о предъявлении претензий, жесткие сроки для их предъявления в отношении большинства договоров не предусматриваются, а нарушение этого требования не лишает сторону права обратиться в суд.

Так, ст. 483 ГК в отношении договора купли-продажи предусматривает обязанность покупателя известить продавца о нарушении условий договора о количестве, ассортименте, качестве, комплектности, таре и упаковке в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором. Если в законодательстве или договоре срок не установлен, то извещение о нарушении должно быть направлено в разумный срок после того, как нарушение должно было быть обнаружено. Если же покупатель нарушил это требование, то продавец может отказаться от удовлетворения требования покупателя о передаче ему недостающего товара, замене товара, не соответствующего условиям о качестве, ассортименте или комплектности, об устранении недостатков товара, доукомплектовании товара, о затаривании и (или) упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и упаковки. Продавец может реализовать это право на отказ в удовлетворении перечисленных требований, если докажет, что невыполнение покупателем требования об извещении о нарушении договора повлекло невозможность удовлетворения его требования или влечет для продавца несоразмерные расходы.

Из положений ст. 483 ГК следует, что речь не идет об обязательном претензионном порядке досудебного урегулирования споров, несоблюдение которого лишало бы сторону права на предъявление иска в арбитражный суд или на удовлетворение ее иска только по этому формальному основанию.

Однако стороны в договоре могут урегулировать порядок предъявления претензий и последствия несоблюдения этого претензионного порядка. Нужно ли это делать – вопрос с неоднозначным ответом. С одной стороны, жесткая регламентация претензионного порядка урегулирования споров дисциплинирует стороны, ставя определенные временные рамки для направления претензий и ответов на них, с другой – такая регламентация лишает переговорный процесс гибкости. Возможно поэтому многие современные предпринимательские договоры устанавливают определенные сроки предъявления претензий лишь в отношении некоторых видов требований (обычно претензий о недостаче, некачественности или некомплектности товара и о нарушении условий об ассортименте). При этом относительно нечасто в договор включается условие о том, что несвоевременное предъявление претензии автоматически лишает покупателя права на предъявление иска в суд или на удовлетворение его требований, а несвоевременный ответ на претензию автоматически означает признание требования покупателя.

Если же стороны хотят жестко регламентировать претензионный порядок, то они должны предусмотреть:

• виды нарушений договора, которые требуют обязательного предъявления претензии;

• срок направления претензии;

• порядок исчисления этого срока;

• требования к форме претензии;

• документы, которые должны быть приложены к претензии;

• срок рассмотрения претензии другой стороной;

• виды связи, которая может быть использована для направления претензии и ответа на нее;

• последствия нарушения срока предъявления претензии;

• последствия нарушения срока для ответа на претензию.