Расчет цен на основе нормативов рентабельности

Классическим примером затратного ценообразования была методика, использовавшаяся в СССР с 1930-х гг. до реформы оптовых цен 1967 г.

В соответствии с ней цена определялась как сумма плановых средних издержек на производство единицы продукции (себестоимость) и нормативной прибыли. Последняя рассчитывалась с помощью норматива рентабельности (устанавливаемого в процентах к себестоимости продукции). При этом величина такого норматива рентабельности составляла 3-4% практически для всех отраслей промышленности, утверждалась правительством и являлась основой для разработки Госпланом СССР новых прейскурантов. Цена определялась по следующей формуле:

(3.1)

где Р— цена (price); UC—удельные полные издержки (unitcost); РТСuс — норматив рентабельности к издержкам (profit to cost).

Норматив рентабельности к издержкам — ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене, задаваемая в процентах к средним общим издержкам производства единицы продукции (себестоимости).

Скажем, если общая сумма издержек производства и продвижения единицы товара составляет 600 руб., а фирма избрала для себя величину норматива рентабельности к издержкам на уровне 20%, то цена, определенная с помощью вышеописанной модели, составит: 600 руб. х (1 + 0,20) = 720 руб.

Расчет цен на основе наценок

Для расчета цен в такой схеме затратного ценообразования чаше всего используются две модели.

В первом случае цена определяется как сумма прямых издержек производства товара или услуги и наценки, определяемой тем, какую сумму накладных расходов компания относит на данный товар, и сколько прибыли она хочет получить от его продажи:

Цена = Удельные прямые издержки +

+ (Накладные расходы + Целевая масса прибыли)

Плановые продажи, шт.

Например, прямые издержки на изготовление товара составляют 800 руб., а, кроме того, в расчете на год на него отнесено 140 000 руб. накладных расходов компании. Наконец, желаемая топ-менеджерами фирмы масса прибыли от продаж этого товара определена в 260 000 руб. при годовом плане выпуска в 10 000 шт. При таких условиях цена данного товара будет определена на уровне 840 руб./ед. (800 руб. + ((140 000 руб. + 260 000 руб.): 10 000 ед.)).

Во втором случае основой расчета цены выступают, с одной стороны, полные издержки производства товара (его себестоимость), включающие как прямые, так и накладные (общефирменные) издержки, отнесенные на единицу данного товара по схеме учета издержек, принятой в данной компании. С другой — цену в этой схеме расчета формирует заданная руководством фирмы желаемая рентабельность продаж данного товара:

Цена = Полные издержки на единицу товара / (1 — Целевая рентабельность продаж)

Допустим, издержки на производство единицы товара составляют, как и в предыдущем случае, 800 руб., а целевая рентабельность продаж задана руководством компании на уровне 35%. Тогда желаемая цена продажи составит 1230 руб./ед. (800 руб. :(1 -0,35)).

Ценообразование исходя из целевой рентабельности инвестиций

При данной модели затратного ценообразования расчет цены производится следующим образом:

Цена = Удельные полные издержки +

+ (Целевая рентабельность инвестиций х Сумма инвестиций) Плановые продажи, шт.

Например, компания организовала производство нового товара, что потребовало инвестиций в размере 16 млн руб., и обеспечивает выпуск 10 000 шт. продукции в год. Желаемая

рентабельность этих инвестиций определена руководством компании в 34%, а полные издержки производства составляют 900 руб. Тогда цена, по которой следует реализовывать эту продукцию, должна составить не менее 1444 руб. (900 руб. + + (16 000 000 руб. х 0,34): 10 000 шт.).