Виды искусства

Согласно конструктивистской эстетике цель художественного творчества - "жизнестроение", производство целесообразных "вещей". Эти установки способствовали развитию дизайна. Идеи конструктивизма охватили своим влиянием различные виды искусства - литературу, музыку, живопись, однако наибольшее влияние оказали на архитектуру, повлияв на методы строительства, принципы планировки. Особенно это сказалось на творчестве Ле Корбюзье, И. Леонидова, В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха.

Литература

В литературе конструктивизм как художественное направление развивался (1923-1930) в творчестве группы ЛЦК (Литературный центр конструктивистов). Возглавлял группу поэт И.Л. Сельвинский. В нее входили Б.Н. Агапов, В.М. Инбер, H.A. Адуев, Э.Г. Багрицкий, Е.И. Габрилович, К.Л. Зелинский (теоретик группы), В.А. Луговской, Д. Туманный (H.H. Панов), А.Н. Чичерин (некоторое время был соруководителем, позже вышел из группы), примыкал И. Эренбург (А все-таки она вертится. М.; Берлин, 1922; Мена всех. Конструктивисты поэты. М., 1924).

Конструктивисты прокламируют локальный принцип в литературе, который осуществляется как "система максимальной эксплуатации темы". Лидер конструктивизма в литературе И. Сельвинский идет на ламповый завод (над поэтом витает образ лампочки Ильича), изучает производственный процесс изготовления электролампы и описывает этот процесс в стихах. Эти стихи воплощают принципы конструктивизма в литературе.

Английский теоретик Дж. Куддон отмечал, что термин конструктивизм определяет позицию и методы группы советских писателей, творивших в 1920-е годы. Они пытались согласовать и объединить идеологические установки с техническим развитием.

Поэты-конструктивисты разрабатывали в поэзии пласты технического, профессионально-терминологического языка, жаргона и т.д. Они предпочитали сюжетную поэзию и эпические жанры.

Конструктивистские влияния испытал и Маяковский, писавший подписи к рекламным плакатам. Конструктивизм объявил себя "организационно-рационалистическим течением в литературе, отвечающим требованиям периода социалистической реконструкции".

Конструктивизм ввел в литературу новые пласты языка (индустриально-технический, профессионально-терминологический, жаргонный) и стремился приближать язык к теме произведения или писать "телеграфным языком". Так, Сельвинский написал стихотворение "Вор" на блатном жаргоне.

Театр. Кино

Конструктивизм повлиял на театр (режиссерское творчество Всеволода Мейерхольда, разрабатывавшего принципы биомеханики, театральной инженерии и вводившего в сценическое действие элементы циркового зрелища). Характерен в этом отношении спектакль "Великодушный рогоносец" (1922). Конструктивистский подход проявился и в сценических декорациях - геометрически построенных, ничего не изображавших. Куддон отмечает, что конструктивистский подход получил заметное воплощение в сценических декорациях, которые ничего не изображали и были просто геометрическими построениями.

Конструктивистские театральные декорации стали появляться в театрах Москвы в 1922-1923 гг. Они отличались от традиционных отделением от сценической коробки и образованием автономной сценической площадки. Эти декорации, создававшие сцену на сцене, были продуктом стремления разграничить зрелище и здание, вывести театральное действие на улицу и включить в массовое действо.

Мейерхольд одел актеров в прозодежду и заменил декорацию станком. В кино отдал дань конструктивизму ранний Чарли Чаплин. Дзига Вертов под влиянием конструктивистских идей снимал только документальные фильмы.