Предупреждение

Предупреждение представляет собой особую правоохранительную санкцию.

В отличие от других видов административных наказаний, вынесение предупреждения не влечет за собой ограничений конституционных прав и свобод нарушителя. Основная его цель - превентивное воздействие на волю нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение выносится только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда. Вынесение предупреждения корригирует нравственные устои нарушителя и тем самым содействует его социальной адаптации.

Обусловленность предупреждения

Предупреждение назначается только в отношении первичного правонарушения, это наказание не может быть применено при рецидиве совершения проступка, а также при причинении имущественного ущерба. Факт причинения морального или репутационного вреда не исключает применения этого административного наказания.

В уголовном праве предупреждение относится к принудительным мерам воспитательного воздействия, назначаемым несовершеннолетнему в качестве правоохранительной санкции, альтернативной уголовному наказанию: согласно ч. 1 ст. 91 УК предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК.

Предупреждение выносится только в письменной форме. При вынесении предупреждения протокол об административном правонарушении не составляется, это наказание оформляется на месте совершения проступка (см. ч. 1 ст. 28.6 КоАП).

В вынесении официального порицания выражается неодобрение, осуждение противоправного деяния нарушителя.

Предупреждение как вид административного наказания может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

В отличие от предупреждения, устное замечание правонарушителю, предусмотренное ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не является наказанием. Объявление устного замечания нарушителю влечет за собой вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см. п. 2 ч. 11 ст. 29.9 КоАП).

Административный штраф

Критерии исчисления размера административного штрафа

Административный штраф представляет собой единственную разновидность административного наказания, исчисляемого в денежной форме.

Частью 1 ст. 3.5 КоАП определены правовые критерии исчисления размера административного штрафа, согласно которым штраф устанавливается в величине, кратной:

o фиксированной денежной сумме в рублевом эквиваленте. Максимальная сумма административного штрафа, исчисляемого в фиксированной сумме, установленной санкцией соответствующей статьи КоАП, не может превышать 5 тыс. руб. для граждан, 50 тыс. руб. для должностных лиц и 1 млн руб. для юридических лиц, а в случаях, предусмотренных ч. 1-3 ст. 14.40 и ч. 1-6 ст. 14.42 КоАП - 5 млн руб. При совершении отдельных административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, предельный размер административного штрафа, установленного применительно к деяниям граждан и должностных лиц, многократно превышает указанные значения и составляет 300 тыс. руб. для граждан и 600 тыс. руб. для должностных лиц (см. параграф 11.16 настоящего издания);

o стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

o сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;

o сумме незаконной валютной операции;

o сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;

o сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;

o сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ РФ (см. п. 2 ч. 1 ст. 3.5 КоАП);

o сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию;

o сумме неуплаченного административного штрафа;

o сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, незаконно переданного юридическим лицам;

o стоимости имущественных услуг, незаконно оказанных юридическим лицом;

o сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) (сумма выручки исчисляется в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП);

o сумме выручки правонарушителя, полученной вследствие неправомерного завышения регулируемого государством порядка ценообразования (сумма исчисляется в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 3.5 КоАП);

o максимальной цене публичного контракта (п. 5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП);

o сумме излишнего дохода, полученного правонарушителем в результате неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком (см. п. 6 ч. 1 ст. 3.5 КоАП в редакции п. 1 ст. 24 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ);

o сумме убытков, не причиненных нарушителю, при неправомерном использовании инсайдерской информации или манипулировании рынком (см. п. 6 ч. 1 ст. 3.5 КоАП в редакции вышеуказанного Федерального закона).

Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Условия применения административного штрафа

Санкциями статей Особенной части КоАП наиболее часто предусматривается метод исчисления размера административного штрафа в фиксированной денежной сумме. Остальные критерии исчисления размера административного штрафа используются значительно реже.

Административный штраф в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения, исчисляется при совершении:

o мелкого хищения (ст. 7.27 КоАП);

o экологических правонарушений, установленных ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.20 КоАП;

o нарушений законодательства об экспортном контроле (см. ч. 1 ст. 14.20 КоАП);

o таможенных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.2, ч. 2 ст. 16.19, ч. 1 ст. 16.20, ст. 16.21 КоАП.

В указанных случаях различается движимое имущество, относимое к предмету административного правонарушения. Применительно к мелкому хищению к такому имуществу относятся похищенные вещи, при совершении экологических проступков предметом административного правонарушения являются водные биологические или минеральные ресурсы, в случае нарушений законодательства об экспортном контроле к предметам административного правонарушения относятся товары, информация, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности, а при нарушении таможенных правил - товары или транспортные средства, пользование которыми осуществляется с нарушением таможенного законодательства.

Максимальный размер административного штрафа, исчисляемого на основе указанного критерия, т.е. в сумме трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения (см. ч. 3 ст. 3.5 КоАП), предусмотрен при совершении административных правонарушений, установленных ст. 7.27, ч. 2 ст. 8.17, ч. 1, 2 ст. 16.1 КоАП.

Исчисление административного штрафа в величине, кратной сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, или сумме денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию, предусмотрено при нарушениях валютного законодательства, установленных соответственно ч. 3-5 ст. 15.25 КоАП.

Исчисление административного штрафа в величине, кратной сумме неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотрено при совершении нарушений таможенных правил в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП.

Исчисление административного штрафа в величине, кратной сумме неуплаченного административного штрафа, предусмотрено только при совершении проступков, установленных ч. 1 ст. 20.25 КоАП.

Административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. При его применении принимается во внимание юрисдикционный статус субъекта административного правонарушения: физического, должностного, юридического лица. Назначение штрафных санкций к индивидуальным предпринимателям обусловлено формализованными критериями, установленными КоАП для конкретного правонарушения, при этом применяются унифицированные правила, отождествляющие юрисдикционный статус индивидуального предпринимателя и должностного лица (см. прим. к ст. 2.4 КоАП), либо индивидуальные предприниматели несут ответственность в качестве самостоятельных субъектов или привлекаются к ответственности в качестве юридических лиц.